Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Сергей Обухов - «БИЗНЕС Online»: Вернут ли после «Крокуса» расстрелы?

Противники высшей меры считают, что «пожизненный ад точно страшнее смерти», а Путин пока молчит.

«БИЗНЕС Online»
2024-03-28 08:40 (обновление: 2024-03-28 09:51)
Обухов Сергей Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Обухов
Сергей
Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Персональная страница

«Если мы присоединились к международной конвенции, ратифицировали ее, то только один вариант — денонсировать. Никто на подобное не пойдет, это и не надо. Я, честно говоря, юридических возможностей не вижу преодолеть такое», — рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online» о возможном возврате смертной казни в России. Дискуссия по данному вопросу началась после теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле». Но единой позиции среди властей, да и в целом в обществе пока нет. О том, какие препятствия стоят перед законодателями – сторонниками возвращения казней и какое наказание видят противники применения высшей меры, — в материале «БИЗНЕС Online».

«Решение нужно все-таки на холодную голову принимать»

Каждый день после трагедии в «Крокус Сити Холле», как это часто бывает после терактов, шутингов и других громких преступлений, приносит новости о дискуссии относительно возврата к смертной казни. Одним из первых на высокий уровень ее вынес глава фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев на следующий же день после атаки бандитов в ближнем Подмосковье. Эта тема, сказал он, будет глубоко и содержательно проработана, чтобы в итоге принять в данном вопросе решение, отвечающее ожиданиям общества.

Новый виток обсуждения начался накануне в Госдуме с подачи лидеров фракций, выступающих обычно в начале заседания. Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий отметил, что для виновников не может быть «иного наказания, чем смертная казнь», а глава партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов настаивал на проведении референдума. Для снятия моратория «не надо никаких референдумов, достаточно решения в этом вопросе Конституционного суда (КС)», парировал спикер ГД Вячеслав Володин.

Глобальное решение нужно «все-таки на холодную голову принимать», немного «остужал» глава комитета по госстроительству Павел Крашенинников. «Но если говорить серьезно и ответственно, то у нас есть два моратория — мораторий КС и президента [Бориса Ельцина]. <…> Есть еще много-много других вопросов, которые нужно решать. Мы готовы собираться, анализировать, смотреть законопроекты, так что мы открыты к обсуждению», — также отметил он.

Речь, как пишут «Ведомости», идет об указе «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», который Борис Ельцин подписал в 1996 году, «моратории КС» от 1999-го, который был подтвержден в 2009-м, а также подписанном Россией в апреле 1997 года протоколе к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающемся отмены смертной казни, который тогда был условием вступления в Совет Европы. При этом стоит отметить, что возможность казни сохраняется в Конституции (ст. 20) и Уголовном кодексе «как исключительная мера наказания». Заменяется она пожизненным лишением свободы или на срок 25 лет.

Сам Конституционный суд пока от комментариев относительно постановления о моратории отказывается, «поскольку в контексте обсуждения данной проблемы в сегодняшней ситуации вопрос может стать предметом рассмотрения КС РФ», сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе суда.

Уже сегодня развернутый пост на эту тему в своем телеграм-канале написал сенатор Андрей Клишас. Если кратко, то, по его словам, приговорить террористов и педофилов к смертной казни нельзя даже при отсутствии моратория. Он объяснил, что, по Конституции, к смертной казни может приговорить суд, рассмотревший дело с участием присяжных заседателей. А по действующему законодательству, дела по статьям о терроризме и педофилии рассматриваются без их участия.

Сейчас смертная казнь предусмотрена только в пяти статьях УК: ч. 2 ст. 105 («Квалифицированный состав убийства»); ст. 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»); ст. 295 («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»); ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»); ст. 357 («Геноцид»).

«В силу вышеизложенного, уважаемые „аналитики“ и юристы, указывать в сторону Конституционного суда в качестве препятствия для „справедливого возмездия“, особенно после трагических событий в „Крокусе“, где совершено тяжкое преступление, — недобросовестные спекуляции, — резюмировал Клишас. — Внимательно читаем Конституцию, Уголовный закон, правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации и выступления Валерия Зорькина (председатель КС РФ с 2003 года — прим. ред.) — очень помогает наведению порядка в голове».

Из этого можно сделать вывод, что единого мнения по поводу возвращения казни у властей РФ нет. Это подтверждают и источники «Ведомостей», близкие к администрации президента. Один из собеседников заявил о необходимости «просчитывать риски». Еще один источник отмечает, что у власти есть понимание, что для возвращения казни достаточно принять постановление КС, но этот вопрос сейчас «не в повестке». А другой собеседник и вовсе считает, что эта дискуссия в парламенте ведется для «отвлечения внимания». Источники «Коммерсанта» также расценивают развернувшееся обсуждение лишь как дискуссию или попытку «бежать впереди паровоза».

Кремль заявил о неучастии в дискуссии о смертной казни. Президент РФ Владимир Путин в контексте этой ситуации пока не высказал свою позицию. Ранее он называл смертную казнь «бессмысленной и контрпродуктивной». А в декабре 2022-го на заседании с членами СПЧ заявил, что его позиция не поменялась.

Сергей Обухов — член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, доктор политических наук:

— Если брать социологические исследования, то в обществе, особенно после резонансных терактов или событий, поддержка введения смертной казни растет. Ничего необычного в том, что сейчас происходит, нет. Ключевое во всей этой дискуссии — то, что она немножко странная. В Конституции и действующем Уголовном кодексе эта исключительная мера существует. Никто ее не отменял, а Конституционный суд не принимал решение о неконституционности соответствующих статей УК.

Суды просто не применяют эту меру. Вот и все. Если будет общее решение принято, то суды начнут применять. Ничего законодательного, ни референдумов каких-либо проводить не надо. Вопрос лишь политической воли руководства страны. Я думаю, что оно так же, как и после каждого чрезвычайного происшествия, задумывается над этим. Но если вспомнить о применении смертной казни, то дважды она отменялась в СССР: после Революции и в 1947 году Сталиным, но потом она возвращалась. Я думаю, руководство смотрит историю применения смертной казни. В Советском Союзе в год до тысячи человек было, к кому применялась смертная казнь, по крайней мере тех, кому выносились такие приговоры. Честно, по памяти не помню, но смертная казнь применялась к одному императору, премьер-министрам, к десятку вице-премьеров… Я думаю, наше руководство тоже эту статистику знает.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.