Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Председатель ЦИК РФ В.Е.Чуров "Советской России": "Мы должны провести образцовые выборы"

Сегодняшняя «Советская Россия» опубликовала беседу с председателем ЦИК РФ В.Е.Чуровым. Подготовка парламентских выборов 2 декабря вызывает всё больший интерес в обществе, отмечается в редакционном вступлении к интервью. Они впервые пройдут по "пропорциональной системе", то есть право на выдвижение кандидатов в депутаты получают ныне только политические партии. Поэтому наибольшее внимание сейчас обращено на состав списков кандидатов от различных партий, на всякие персональные сюрпризы. И как бы в тени остается деятельность Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ, которая руководит практической подготовкой выборов. Однако по мере приближения к выборам и усиления политической борьбы вокруг них, работа ЦИК и избиркомов на местах будет приобретать всё большее значение, ибо по закону именно ЦИК и его местные органы являются главными арбитрами в конфликтах, которые, как показывает практика, почти неизбежно будут возникать на местах.

KPRF.RU - "Советская Россия"
2007-10-16 01:16

Поэтому особенно важно получить оценки складывающейся картины избирательной кампании и разъяснения возникающих проблем из первых рук. Редакция газеты "Советская Россия" получила такую возможность. Встретиться с руководством газеты любезно согласился председатель ЦИК В.Е.Чуров. Во встрече участвовали главный редактор "Советской России" В.В.Чикин, член редколлегии газеты, член ЦИК с совещательным голосом В.Г.Соловьев и зам. главного редактора газеты В.Н.Тетёкин.

В публичных выступлениях главы ЦИК постоянно звучит тема честных и свободных выборов. Однако ряд моментов в нынешнем законодательстве и в избирательной практике вызывает обеспокоенность избирателей. В этой связи мы задали председателю ЦИК ряд вопросов. На некоторые из них получили ответы в письменном виде. Передавая текст, Владимир Евгеньевич заметил, что потребовалась юридическая точность.

ВОПРОС: По закону на местах избирательные комиссии формируются на такой основе: 50% — губернатором, 50% — Законодательным собранием. Однако практически все губернаторы возглавляют либо избирательные штабы "Единой России", либо её региональные списки. Кроме того, почти во всех регионах у "ЕР" большинство в законодательных собраниях. Получается фактически, что региональные комиссии формируют единолично представители "Единой России ". Можно ли в этих условиях говорить о честных и объективных выборах?

ОТВЕТ: Как законодательный орган государственной власти, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее половины от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Федерации на основе предложений политических партий, а также не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Федерации на основе предложений ЦИК России.

При формировании избирательных комиссий субъектов Федерации, срок полномочий которых истёк в 2007 году, по предложениям партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной думе, в составы избирательных комиссий назначено 192 человека, в том числе по предложениям "Единой России" — 64, ЛДПР — 65, КПРФ — 63.

На основе предложений партий "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Аграрная партия России", "Российская партия Пенсионеров", "Яблоко", "Союз правых сил", "Партия социальной справедливости" в составы избирательных комиссий субъектов Федерации назначены 197 человек. На основе предложений ЦИК в составы 65 избирательных комиссий назначены 129 человек.

Превалирование какой-либо политической силы в составе избирательных комиссий субъектов Федерации не усматривается.

ВОПРОС: Выборы в Госдуму в декабре 2003 года международные наблюдатели оценили как "нечестные, несправедливые и не соответствующие демократическим стандартам". А КПРФ их не признала и обжаловала сначала в Верховный суд РФ, а затем в Европейский суд по правам человека. Какие выводы из этого сделала ЦИК РФ? И ожидается ли участие международных наблюдателей в контроле нынешних выборов?

ОТВЕТ: Наблюдение на выборах депутатов Государственной думы в 2003 году осуществляли 1168 международных (иностранных) наблюдателей, представлявших 49 государств, 36 национальных и международных организаций. К сожалению, в одной из миссий, объединявшей представителей Бюро по демократическому измерению и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, парламентских ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, возобладала точка зрения, основанная на стремлении гипертрофировать те или иные недостатки и указать России на её "ущербность" в части обеспечения организации и проведения выборов в соответствии с международными стандартами. Между тем эта же миссия положительно оценила действия ЦИК России, продемонстрировавшей "высокий уровень профессионализма в организации выборов", и её решения, которые "были в основном справедливы и принимались после открытого обсуждения вопросов".

ЦИК России конкретные замечания международного наблюдения, безусловно, учитывает при организации нынешних выборов, но с ангажированным подходом отдельных миссий согласиться не может. Практика "двойных стандартов" в поведении на выборах в целом ряде государств миссий БДИПЧ ОБСЕ уже стала притчей во языцех. Заметим, что, в отличие от Великобритании, США и целого ряда других государств, международное наблюдение, статус международных наблюдателей у нас предусмотрены и регулируются законом.

(Дополняя письменный ответ, В.Е.Чуров не без юмора заметил, что "главное — чтобы число наблюдателей не превышало число избирателей", и добавил, что этот тезис надо бы назвать "принципом Чурова").

Что касается несогласия КПРФ, как и некоторых других участников кампании 2003 года, с результатами прошедших выборов, то Верховный суд Российской Федерации в длительном процессе самым тщательным образом исследовал доводы сторон и, как известно, оставил жалобы без удовлетворения.

ВОПРОС: По нашей информации, среди членов Рабочей группы по информационным спорам нет ни одного представителя КПРФ. В то же время в ней присутствуют члены "Единой России" и "Справедливой России", а также проправительственные СМИ (Первый и РТР телеканалы, газета "Известия " и т. д.). Могли бы вы прокомментировать этот дисбаланс?

ОТВЕТ: В Рабочую группу ныне включен член ЦИК, симпатизирующий КПРФ, Е.И.Колюшин и из неё будет выведена член Совета Федерации Л.Б.Нарусова, поскольку она стала кандидатом в депутаты Государственной думы. В любом случае, выводы и решения Группы по информационным спорам имеют рекомендательный характер. На её заседаниях имеет право присутствовать представитель любой партии. Более того, при рассмотрении претензий какой-либо партии её представитель должен быть обязательно приглашён. Это записано в регламенте Рабочей группы. Объективность её работы, на мой взгляд, покажет время.

ВОПРОС: В ваших интервью импонирует настойчивый призыв к чистоте и прозрачности этих выборов. Это ваша представительская "заявка" или это ваша принципиальная позиция? Будет ли ЦИК действительно активно работать, добиваясь чистоты и прозрачности?

ОТВЕТ: Что касается работы, то средний рабочий день членов ЦИК — примерно 14 часов. Не менее. Уже сейчас. На заключительном этапе мы будем находиться здесь круглосуточно. Такой же распорядок дня и у значительной части сотрудников аппарата. Иначе мы не справились бы со столь быстрым заверением документов. В среднем каждая партия приносила 8 тысяч листов документов и большинство списков партий мы заверили в 4-дневный срок. Хотя нам на это отводилось 10 дней. Для всех — и для партий, и для ЦИК — очень важно чёткое соблюдение процедуры. Один из залогов прозрачности — детальное соблюдение процедуры. ЦИК к этому стремится.

(В.Е.Чуров продемонстрировал красочные графики и подробно информировал нас, как в предельно сжатые сроки проводится масштабная проверка представленных документов и готовятся к регистрации партийные списки. Наш собеседник подчёркивал особый подход в этой работе нынешнего ЦИК: не выталкивать партии из выборов, а помогать им в устранении ошибок, допущенных при оформлении документов.)

 ВОПРОС: Можно ли сказать, что объём работы ЦИК в условиях нового избирательного законодательства значительно возрастает, хлопот будет больше?

ОТВЕТ: Меньше. Раньше, когда была смешанная система, за половину кандидатов несли ответственность партии, а за половину — они сами. Ныне за всех кандидатов ответственность несут партии. А партии не заинтересованы в том, чтобы поставить под сомнение своё участие в выборах из-за неудачной "самодеятельности" некоторых своих кандидатов. Это подтверждается первыми неделями выборной кампании. Хотя факты анонимной противоправной агитации уже появляются, но их значительно меньше, чем в 2003 году, и они активнее пресекаются избиркомами и правоохранительными органами. Уже есть случаи задержания изготовителей и распространителей такой продукции. Как мы и ожидали, большая часть противоправной печатной агитации выходит анонимно и в подавляющем большинстве случаев не исходит от соперничающих партий. То есть эти материалы направлены против какой-то партии, но не инициированы другой партией.

Мы считаем для себя очень важной борьбу с противоправными агитационными технологиями. Ведь обычно эти технологии рассчитаны на стравливание партий между собой. Мы видели это на примере выборов в Красноярске, когда издавались анонимные газеты, направленные одновременно против трёх, четырёх или даже пяти партий. Поэтому и шестая партия тоже становилась пострадавшей, ибо на неё падало подозрение по этим "выбросам". Ведь создаётся ситуация, когда партии начинают выяснять отношения между собой не по сути идеологических, экономических или социальных программ, а на кухонном уровне. Это склока, а не политическая борьба. Это травмирует избирателя. Избиратель в России очень грамотный. Даже молодёжь наша политически грамотнее, чем у многих из наших соседей, ибо мы всё-таки сохранили систему образования. Не нравятся нашему избирателю эти склоки. Они начинают "голосовать ногами" — не приходят на участки.

Многие, в том числе и ваша газета, резко критиковали пропорциональную систему. Но практика показывает, что партиям эта система выгодна. Они лучше контролируют процесс выборов. Кстати, сейчас я провожу совещания с 15—17 партиями. А каково раньше было с немереными тысячами одномандатников? Нам удобнее сотрудничать с партиями ещё и потому, что они организуют работу с избирателем, привлекают его на выборы. Ведь система избирательных комиссий без партий — ноль. То, о чём я вам рассказываю, не обсуждение законодательства, а конкретные примеры правоприменительной практики. Хочу подчеркнуть, что в мои функции входит не обсуждение нынешнего законодательства, а его исполнение. С другой стороны, я могу и обязан передавать органам, имеющим право законодательной инициативы, в том числе парламентским партиям, информацию о правоприменительной практике.

ВОПРОС: Наверняка полезен во всех смыслах свежий опыт выборов Верховный рады. Наблюдали ли вы за выборами на Украине?

ОТВЕТ: Я был там не в качестве наблюдателя, а гостем моего коллеги Владимира Шаповала из ЦИК Украины. Посетил несколько городов и штабы ведущих партий. Отмечу, что на результаты выборов там очень сильно влияет явка. В западных и центральных регионах Украины она выше, чем на востоке. Соответственно, партия, популярная на востоке, теряет на этом определённое количеств о мест в парламенте. Например, в Одессе, которая проголосовала за Партию регионов, явка была всего 45%. При средней по стране — в 63%. Во многом это происходит оттого, что избиратель в восточных областях психологически более похож на российского избирателя. И уровень жизни его выше, чем на западе. Отсюда и его несколько приугасший интерес к политике. Восточная часть Украина находится на психологическом спаде, вызванном некоторым улучшением жизни, а западная часть ещё пребывает в "революционном порыве" — то, что у нас на лекциях Лев Гумилёв называл "пассионарностью".

Этот интерес к политике вообще имеет волнообразный характер. При переломных моментах истории — пике политических страстей — явка высоченная. Потом страсти угасают. А должен на самом деле происходить перелом в сознании человека, когда революционный политический интерес вытесняется осознанным политическим интересом в отношении своего будущего. И в России надо перейти от спада, вызванного утерей интереса "к политике", к подъёму, вызванному осознанным интересом к своему будущему. Но не к "революционному интересу". В этом моя идеология отличается от идеологии некоторых партий. Я, как очевидец революционных потрясений 1991 года, думаю, что хватит нам революций на ближайшее время.

ВОПРОС: Сообщалось, что на Украине было много грязи на выборах.

ОТВЕТ: Это связано, на мой взгляд, с изменениями в законодательстве. Мы должны гордиться тем, что избирательное законодательство России гораздо более стабильное. У нас не принято менять его перед каждым туром голосования.

Любая борьба за чистоту выборов имеет ведь и обратную сторону. Она обязательно урезает права самого избирателя. На Украине для обеспечения чистоты выборов, чтобы человек не мог проголосовать (в пограничных районах) дважды, всех, кто выезжает за границу, снимают с учёта. Например, мэр Донецка не смог проголосовать. Он вернулся из-за границы за три недели до голосования, а его не восстановили в списках. Чистота, достоверность списков — очень важный вопрос. Мы сейчас ведём тщательную их сверку.

Впервые провели выборочную сверку более чем в десяти регионах. Если расхождение небольшое — до 1%, это нормально (в Европе в отдельных странах нормы чистоты списков — до 5%). Так было во всех субъектах, кроме одного, где мы поставили списки под особый контроль. Ещё раз говорю: не ждите от ЦИК политических решений. У нас хватает задач технических. Мы должны провести образцовые выборы.

ВОПРОС: Скажите, что больше всего вызывает у вас беспокойство из возможных нарушений? Чего Центризбиркому приходится больше всего опасаться?

ОТВЕТ: Порядка подсчёта голосов.

В России довольно сложный порядок подсчёта голосов. Мы с вами ещё диалектический материализм не забыли. Три закона диалектики — они и без марксизма действуют. Единство и борьба противоположностей. С одной стороны, мы за эти годы ввели целый ряд процедур проверки голосования, в том числе компьютерной, чтобы максимально оградить себя от ошибок при подсчёте голосов на участке. С другой стороны, это серьёзно повысило требования к квалификации участковых комиссий и наблюдателей. Одна из наших новинок, в которую сначала не верили, состоит в том, что члены избирательных комиссий и наблюдатели должны быть на одном уровне подготовки, что основательно оснащает всех участников этого решающего процесса.

Мы хотели бы подарить вам "Рабочий блокнот" члена избирательной комиссии. Ваша газета получает первый, сигнальный экземпляр "Рабочего блокнота". Мы издали его тиражам в 300 тысяч. Так что у каждой комиссии будет не меньше двух экземпляров. Плюс небольшую часть тиража мы обязательно дадим каждой партии для подготовки их наблюдателей. Для нас очень важно повысить квалификацию членов избирательных комиссий. Мы пошли на то, чтобы в два раза увеличить оплату членов участковых комиссий. Они за день голосования получат больше 1000 рублей. Но за это требуется, чтобы они точно считали. Если просмотрите, изучите этот "Рабочий блокнот", то вы поймёте, что правильно посчитать непросто. Мы очень заинтересованы в том, чтобы наблюдатели и члены участковых комиссий работа ли дружно. И подсчитать, чётко провести все проверочные процедуры — это не самое простое дело. Но зато если все правильно подсчитали, то должны совпасть все четыре обязательные проверочные суммы и четыре логических соотношения. То есть должны состыковаться восемь цифр.

Таких ранее распространенных "процедур", как вброс бюллетеней или агитация возле избирательных участков, думаю, на этот раз практически не будет. Наши бюллетени сейчас не так просто вбросить. Их формат таков, что солидную пачку их не пронесёшь и в ящик не засунешь под взглядами наблюдателей. Думаю, что на федеральных выборах, когда у нас 108 миллионов избирателей, вброс 10—20 бюллетеней роли не сыграет. Больше будет мороки этим людям с судами потом разбираться...

ВОПРОС: После съезда "Единой России" наших читателей-избирателей весьма волнует фактор административного ресурса, когда они увидели: почти повсюду губернаторы и министры стали во главе колон "ЕР". Это и психологическое давление.

ОТВЕТ: Да, действительно могут появиться люди, которые хотели бы особенно выслужиться. Но, с другой стороны, зная нашего президента, я не сомневаюсь, что всё будет наоборот. Он будет сам гарантом предотвращения подобных вещей. Он прежде всего заинтересован в честных и свободных выборах.

ВОПРОС: У нас раньше складывались такие отношения прессы и ЦИК: в основном ЦИК выискивал, где пресса оступилась, и объявлялись санкции. Но не помнится случаев, чтобы ЦИК конструктивно реагировала на выступления прессы, принимала меры в ответ на критику — пресса тоже ведь инструмент борьбы за чистоту и прозрачность, которые вы отстаиваете.

ОТВЕТ: А как же иначе! Должен вам сказать, что сейчас я даю очень много поручений, прилагая к ним вырезки из газет. Ежедневно я получаю 18 изданий. Все их в течение дня прочитываю. Я читаю быстро, существенно быстрее обычного. В день 18 газет и журналов я обязательно просматриваю. Кроме того, еженедельно полу чаю обзор всех основных СМИ — радио и телевидения, включая местную прессу, посвященную выборам и партиям. Кроме того, раз в полмесяца получаю аналитический обзор СМИ. Сейчас мы ведём свой мониторинг СМИ.

Первые результаты будем демонстрировать на днях. Кстати, судя по освещению прессы, КПРФ — солидная парламентская партия со своей нишей среди избирателей. Мы не только из вашей газеты — из многих газет черпаем информацию. Она часто приходит оперативнее, чем письма с мест. Мы заинтересованно работаем с газета ми, можно сказать так, как реагировали на прессу до 1991 года. Но и критикуем. Если мы видим недостоверную информацию, мы направляем необходимые разъяснения.

Мы не судимся, мы направляем достоверную информацию. Мы будем следить за газетами. Уже была "разминка" — первое заседание Рабочей группы по информационным спорам. До начала агитационного периода 3 ноября мы намерены чётко отслеживать соблюдение закона. Хотя, ещё раз повторяю, мы намерены чётко разъяснить СМИ их права, обязанности и возможности.

В заключение беседы хотел бы передать вам подборку рабочих документов ЦИК о роли средств массовой информации в выборной кампании.

(Представители "Советской России" поблагодарили председателя ЦИК).

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.