Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Дни Белорусской письменности

В начале сентября в братской Республике Беларусь проходило широкомасштабное празднование Дней белорусской письменности. В составе делегации Российской Федерации в этом мероприятии принимал участие Секретарь Правления Союза писателей России, член КПРФ Иван Голубничий.

О.В.Андреева, советник Председателя ЦК КПРФ по вопросам культуры
2007-09-09 12:17

В рамках поистине всенародного праздника в Минске, в Доме прессы состоялось заседание Круглого стола на тему «Славянская литература и вызовы современности». Открыл заседание председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по международным делам и национальной безопасности, председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец.  Он напомнил, что в 2007 году празднуется 125-летие Янки Купалы и Якуба Коласа. «Мы хотим, чтобы имена великих белорусских современников ХХ века стали объединяющим символом для всех славянских писателей», – подчеркнул Николай Чергинец. В заседании приняли участие представители России, Сербии, Болгарии. Были затронуты актуальные для нашего времени проблемы: национальная самоидентификация, роль религии в современном обществе, значение славянской литературы в современном общемировом культурном контексте.

С докладом о перспективах славянской литературы и её роли в современном мире выступил Иван Голубничий.


Славянская литература и вызовы современности

На фото (слева направо): Вячеслав Куприянов, поэт, переводчик (Россия);
Слободан Ракитич, поэт, политик, общественный деятель (Сербия);
Иван Голубничий (Россия);
Николай Чергинец (Беларусь)

Для меня как представителя Российской Федерации особенно отрадно, что настоящий «Круглый стол», посвящённый перспективам славянской литературы и её месту в общемировой духовности современности, проходит в Республике Беларусь, по отношению к которой народ России традиционно испытывает без преувеличения братские чувства. Вместе с белорусским народом мы разделили тяжкое испытание Великой Отечественной войны, а впоследствии – братское сосуществование и государственное строительство в мирное время. Наши исторические судьбы неразрывно переплетены, и в самой высшей степени это относится к нашим национальным литературам. Высокая и самобытная духовность белорусского народа, основанная на судьбоносных начинаниях великого просветителя Франциска Скорины, развитая в XX веке Янкой Купалой, Якубом Коласом, Петрусем Бровкой, Максимом Богдановичем и другими ярчайшими литераторами, сегодня свидетельствует о себе как о важнейшем факторе общеславянского литературного процесса, обладающем огромным творческим потенциалом.  

Сегодня, оглядывая ретроспективно весь путь человеческой цивилизации, и, в частности, обстоятельства конца XX и первых лет XXI века, можно утверждать, что человечество, возможно, стоит на пороге глубокого духовного кризиса. Высочайшие технократические взлёты, сопутствовавшие человечеству в обозначенный период, усовершенствовали материальную, бытовую сторону его существования до немыслимых ещё в недавнем прошлом пределов. Вместе с тем, культ материального благополучия как высшей и безусловной ценности, системно внедряемый в мировое общественное сознание транснациональными идеологическими структурами, заметно исчерпал свой потенциал и в последнее время ощутимо конфликтует со среднестатистическим человеческим обществом. Как бы пафосно это не прозвучало, но человечество ждёт новых возвышенных идеалов, которые вдохновили бы его, человечество, на движение вперёд, вдохнули бы в него волю к жизни. Принято считать, что одним из главнейших факторов, наполняющих жизнь человека духовным смыслом, являются религиозные ценности, и это, в известной степени, действительно так и есть. Равноправное место в духовной жизни человечества занимает национальная литература, которая является художественным воплощением мистической души народа, средоточием его нравственных ценностей, особенностей конфессиональной религиозности и, так сказать, обобщённым изображением определённого национального типа.

В жизни славянских народов, независимо от конфессиональных особенностей и связанных с ними культурно-политических ориентаций, роль литературы традиционно была более высокой, чем в жизни других народов. Если говорить о русской литературе, то на протяжении всей её истории статус писателя был весьма высок, и предназначение писателя не ограничивалось простой обязанностью «сочинять занимательные истории». В русском обществе писатель всегда был носителем некоей «высшей истины», и в борьбе за её чистоту отдельные славные представители русской литературы были вынуждены вступать в конфликт и с властью, и с церковными структурами, что требовало, помимо гражданского мужества, ещё и большой личностной зрелости. В прозападной и космополитической публицистике это сакральное отношение к литературе, присущее русскому народу, традиционно подвергается скепсису и представляется в качестве едва ли не духовного атавизма, заслуживающего скорейшего преодоления. Но история показала, что великая русская литература в целом с честью выдержала груз ответственности перед своим народом, во все времена остро и беспощадно ставя самые болезненные вопросы и вместе с народом отвечая на них. Ситуация несколько изменилась в последние годы, и это напрямую связано с системным внедрением в общественное сознание российского общества материалистических приоритетов в противовес традиционному российскому идеализму. По объективным причинам роль писателя, поставленного в условия «рыночной экономики» (причём в самом примитивном понимании этого термина), оказалась низведённой до роли, вот именно, «сочинителя занимательных историй». Всё это, разумеется, не могло не отразиться как на состоянии общества, так и на роли новой российской литературы в контексте мирового литературного процесса. Однако мы продолжаем смотреть на эти кризисные проявления как на некий неизбежный этап, необходимый для возвращения российской, русской литературы – как в российское общественное сознание, так и в общемировой литературный контекст.

Что может предложить славянская литература современному миру? Прежде всего –  честное и политически не ангажированное переосмысление опыта прошедших двух десятилетий, когда славянские народы, практически все принадлежавшие к «социалистическому лагерю»,  оказались брошенными в стихию дикого капитализма, к тому же отчётливо ориентированного не на национальные и уж тем более не на славянские ценности и интересы, а на интересы чуждых геополитических сил. Уже сегодня в наиболее честных и творчески независимых писателях начинает просыпаться понимание того, что под видом освобождения от социалистической идеологии на протяжении долгого времени велась война против славянства как такового – носителя светлой природной духовности и в высшей степени терпимого отношения ко всему миру, облагороженного обострённым чувством достоинства и справедливости, органично присущими народам славянской расы.

В то же время славянская литература может и должна привнести в общемировой литературный контекст современности свою уникальную духовную идентичность (во всём её многообразии), которая во второй половине XX столетия, пропустив через себя духовный опыт западноевропейской и отчасти восточной культуры, сделала большой шаг вперёд и уже дала мировой литературе много бесспорных на сегодняшний день имён. Сегодня мы видим, что происходят весьма активные, хотя во многом ещё подспудные процессы интеграции славянских национальных литератур в общемировое литературное пространство. При этом славянским литературам необходимо отчётливое понимание, что главный их потребитель находится внутри славянского мира. Поэтому наиболее перспективными направлениями духовной интеграции для литературы славянского мира являются в первую очередь братские славянские государства.

В условиях наступающей глобализации, которая пронизывает сегодня все сферы человеческой жизни, для славянских народов нет более существенной задачи, чем сохранение своей духовной основы. Эта основа состоит в целом комплексе религиозных, эстетических, морально-нравственных, социальных моделей, и которой противостоит, зачастую в агрессивной форме, некий усреднённый космополитический стереотип, представляемый как единственно правильный и «общечеловеческий». Национальные литературы являются главными носителями исторической памяти славянства, поэтому перед лицом современности для них особенно важно не растерять и не утратить преемственности с духовно и литературной традицией и стать надёжным проводником славянских народов в будущее. Мир беспощадно изменяется, и от того, сможем ли мы вписаться в его реалии и при этом остаться самими собой, во многом зависит и судьба наших братских народов, и судьба славянства в целом.  


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.