Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Член бюро Краснодарского крайкома КПРФ К. Ширшов: Повышение цен на продукты - это подтверждение кризиса политики Путина и "Единой России"

«Единовременное повышение цен на продовольственные продукты не является результатом сговора торговых сетей», - считает член бюро Краснодарского крайкома КПРФ, заместитель генерального директора по региональному сотрудничеству  компании «БДМ-Агро» Константин Ширшов. Это подтверждение кризиса политики Путина и «Единой России», экономического кризиса, который сейчас переживает страна. Его причина – отсутствие четкой системы государственного регулирования отношений между производителями и продавцами сельскохозяйственной продукции.

Пресс-служба Краснодарского крайкома КПРФ
2007-10-29 21:31

 

О путях выхода из ценового кризиса он рассказал в интервью Интернет-сайту КПРФ.

 

- По данным Росстата за последние полтора месяца цены на продовольственные товары повысились на 15-35%. Реально они выросли на 50-70%. На некоторые продукты (творог и подсолнечное масло) практически удвоились. Если это - не следствие ценового сговора крупнейших торговых сетей, о котором не раз заявлял глава Минсельхоза Алексей Гордеев, то в чем тогда причины столь резкого скачка?

- Причин несколько и существуют они очень давно. Вспоминают о них, правда, лишь в случае подобных финансовых потрясений. Село сегодня вынуждено работать в условиях безумного диспаритета издержек и стоимости готовой продукции. Нехватка кадров, о которой отрасль буквально «кричит» уже второй десяток лет, отражается в том числе, и на управленческом звене. На многих предприятиях АПК просто некому принимать грамотные и профессиональные решения. Добавьте к этому отсутствие государственной поддержки и дефицит информации, и получится то, что мы сегодня имеем – неконтролируемый рост цен, грозящий стать толчком для дальнейшей повальной инфляции.

- Можно ли говорить об отсутствии господдержки у нас в стране при отдельном национальном проекте «Развитие АПК»?

- Давайте посмотрим на вещи реально. Существующие сегодня в рамках нацпроекта кредитные и лизинговые схемы просто загоняют аграриев в долговую яму. В Краснодарском крае не проходит и месяца без сообщения об аресте за долги имущества того или иного сельхозпредприятия. Да, схемы кредитования есть, теоретически по ним можно получить средства. Но на практике они не работают. Крестьянину сегодня легче взять обычный кредит под 15-20% годовых, чем полгода собирать документальную макулатуру для возможного получения инвестиций в аккредитованных по нацпроекту банках.

Вот и получается: для того, чтобы хоть как-то покрыть издержки производства, отдать некоторые доги, заплатить работникам заработную плату, сельхозпроизводители вынуждены повышать стоимость продукции.

- То есть причины роста цен – сугубо внутренние?

- Нет, конечно, мы же не на отдельной планете живем. Изменение ситуации на мировом рынке продовольствия – отмена экспортных субсидий в Европе, резкое сокращение экспорта зерновых США, растущая потребность в продовольствии Индии и Китая – на порядок увеличило цены на нем. Это не могло не отразиться и на внутрироссийском торговом пространстве.

Первыми в июне-июле 2007 года это ощутили участники зернового рынка. Стартовые цены на продовольственную пшеницу тогда были едва не в полтора раза больше максимума предыдущего урожая – 6 рублей за килограмм против февральских 4,50 руб/кг. Сейчас то же самое происходит и с продукцией животноводства. Ситуация развивается стихийно, у государства нет механизмов ее регулирования.

- Согласно рекомендациям правительства администрация Краснодарского края установила максимальную стоимость ряда продуктов. Насколько это действенная мера? И как долго, на ваш взгляд, чиновники смогут удерживать цены в установленных рамках? 

- То, что сегодня административным путем власти попытались снизить конечную стоимость продуктов, ни коим образом не решает проблему. Население нашей страны довольно трезво отнеслось к этому «наведению порядка». Все прекрасно понимают, что «решительные меры» будут работать только до декабрьских выборов в Государственную Думу и ЗСК. После них государство умоет руки и останется в стороне. Те 300 рублей, которые в среднем по России были проавансированы малоимущим гражданам – популистская мера. Их совершенно недостаточно, чтобы покрыть инфляцию.

Слова главы МЭРТ госпожи Набиуллиной о том, что рост цен уже закончился1, и в следующем году инфляция не превысит 7%, мягко говоря, доверия не вызывают. Все понимают – правительство сейчас банально «латает дыры». Главное – пережить эти выборы.

- Когда стоит ждать обвала цен?

- Скорее всего, он начнется во второй половине декабря. Выборы пройдут, а «новогоднюю» инфляцию, к которой наш народ уже почти привык, усилит дефицит товаров, цены на которые были искусственно снижены. Производителям сейчас невыгодно изготавливать и продавать товары по тем ценам, которые диктуют региональные чиновники. Точно так же продавцам не выгодно их продавать. Поэтому они переждут момент и отыграют свое немного позже.

Трудности производителя – только верхушка айсберга. Дело в самом рынке. Пока у нас на одного крестьянина приходится три продавца, проблемы, подобные нынешней, будут появляться постоянно. Буквально этим летом кубанские фермеры не могли продавать арбузы дороже трех рублей за килограмм, на рынке они стоили не меньше шести. Крестьяне были вынуждены сдавать их перекупщикам за полцены, чтобы хоть как-то покрыть расходы.

Сегодня продовольственные рынки полностью монополизированы. И принадлежат они не какой-то мифической структуре, ими владеют местные администрации. Сам пример с административным понижением цен весьма показателен. Президент дал команду губернаторам «навести порядок». Те спустили поручение по «вертикали власти» и порядок был тут же наведен. Сделано это было только благодаря тому, что напрямую или опосредованно муниципалитеты имеют влияние на деятельность продавцов. В условиях рыночной экономики, когда власть отдельно, деньги отдельно – то, что декларируется руководителями нашего государства – это было бы невозможно. Коррупция, взяточничество – то, с чем борется нынешняя власть – она же сама и порождает.

- То есть продовольственные ярмарки, введенные администрацией Краснодарского края с середины октября, действительно могут стать решением проблемы?

- Вряд ли. На мой взгляд, это такое же латание дыр, как и искусственное снижение цен. Торговать на них будут только те, кого заставили краевые чиновники и по тем ценам, которые они навязали. В основном это крупные и средние предприятия. Сегодня рядовой сельхозпроизводитель, фермер, выращивающий на 30 сотках свой урожай, имеющий 5-10 свиней, не может тратить время на розничную торговлю – иначе встанет само производство. А на оптовые рынки его просто не пускают – их оккупировали перекупщики вместе с местной администрацией.

Очень хорошо иллюстрирует положение дел случай с кубанским фермером Александром Дегтяревым, произошедший буквально месяц назад. Взяв по нацпроекту кредит на 1,5 млн рублей, вырастив на своей земле отличный урожай редьки, он отправился продавать его в Краснодар. Однако пробиться ни на розничные, ни на оптовый продовольственный рынок ему не удалось.

Не сдержав эмоций, Дегтярев выгрузил на площади перед городской администрацией полтонны выращенных овощей и демонстративно проехался по ним на своей "Газели". Власти браво задержали нарушителя и посадили под арест на пятнадцать суток. О «хулигане», раскатавшем редьку перед мэрией, сообщили все краевые СМИ. А вот почему он это сделал, журналисты рассказать побоялись.

- В чем же выход из создавшегося положения?

- Думаю, главное зло для современного крестьянина, помимо отсутствия государственной поддержки, - это недостаток информации о рынке. Самая многочисленная группа аграриев – фермеры – в большинстве случаев не знают, какая продукция будет иметь наибольший спрос в ближайшие год-два. Сегодня они работают буквально на свой страх и риск. Человек, получив хороший урожай, не уверен, сможет ли он его продать и хотя бы покрыть издержки. Решить проблему можно, но для этого нужна долговременная программа, включающая квотирование и систему централизованных закупок. Это касается не только зерна и овощей, но и продуктов животноводства.

- В чем суть этой программы?

- Сегодня проблемы рынков и развития АПК нельзя решить по отдельности. Поэтому в экономической программе Коммунистической партии, с которой мы и идем на предстоящие выборы, четко прописаны экономические пути решения обоих вопросов.

Для выхода из сложившейся ценовой ситуации необходимо обеспечить сельхозпроизводителям свободный доступ на продовольственные рынки. Финансовые потоки, направляемые по национальным проектам, должны доходить по назначению в виде кредитов, часть которых погашало бы государство. Создавать приемлемые для сельхозпроизводителя условия нужно при помощи четких финансовых механизмов, в том числе – системы дотирования через конечный продукт.

Государство должно гарантировать сбыт произведенной на территории России сельскохозяйственной продукции. Пока этого нет, аграрии будут в одиночку бороться с непомерными издержками производства, недоступностью рынков и некачественным дешевым импортом. А мы – пожинать плоды подобных ценовых кризисов.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.