Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Тенденции развития общеполитической ситуации (10 - 16 сентября 2007 г.)

От Фрадкова до Зубкова

Олег Куликов, Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной думы
2007-09-17 09:45

Прошедшая неделя ознаменовалась важными изменениями в составе российской правящей верхушки, которые начались в связи с отставкой премьер-министра М.Фрадкова и его заменой на В.Зубкова. Сама по себе отставка М.Фрадкова прогнозировалась достаточно давно. Было очевидно, что незадолго до выборов В.Путин заменит премьер-министра, чтобы сформировать новую расстановку сил в элитах и, возможно, выдвинуть на первые позиции преемника. Анализ происходящих событий показывает, что первая половина задачи действительно выполнена, т.е. расстановка сил поменялась. А вот что касается преемников, то ясности, наоборот, поубавилось. Многие ожидали, что М.Фрадков будет заменен на преемника, который примется раскручиваться, находясь на посту премьера, как это делал когда-то сам В.Путин. Да и вообще в российской политике пост главы правительства принято считать ступенькой на пути к президентству. Хотя теперь складывается впечатление, что В.Путин хочет изменить и это правило. М.Фрадков, который изначально не имел особых шансов сменить В.Путина на посту главы государства, всегда рассматривался в качестве временной фигуры. Однако, новый премьер-министр тоже вряд ли будет выдвигаться на должность президента, хотя это совершенно исключать нельзя.

Анализируя новую ситуацию, прежде всего следует отметить, что кадровые  пасьянсы В.Путина не имеют никакого отношения к действиям властей по корректировке социально-экономического курса. Речь идет не более чем о расстановке сил на доске, создании интриги, реализации конъюнктурных интересов тех или иных групп в окружении президента и не более того. Прекрасно это понимая, КПРФ приняла твердое сознательное решение не поддерживать кандидатуру В.Зубкова на пост премьер-министра и была единственной фракцией, которая заняла жесткую принципиальную отрицательную позицию. Общение В.Зубкова с фракцией КПРФ в Госдуме показало, что кандидат в премьеры не имеет никаких намерений менять курс. Фактически В.Зубков выступил за продолжение нынешней политики правительства, которая не имеет никакой поддержки со стороны коммунистов. Фракция КПРФ дружно отказала в поддержке В.Зубкова, против проголосовали 45 членов фракции.

Наоборот, «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР выступили за премьера. «Справороссы» и «жириновцы» тем самым показали, что они не являются никакой оппозицией, полностью зависят от Кремля и ориентируются на его позицию. На самом деле голосов «единороссов» было бы достаточно, чтобы утвердить В.Зубкова, а две другие указанные партии могли бы хотя бы для вида заявить о своей особой позиции и, возможно, привлечь таким образом симпатии избирателей. Но они и этого не сделали. Более того, похоже, что В.Зубков в клановом раскладе как раз очень устраивает С.Миронова и его партию, поскольку спикер Совета Федерации очень активно выступал в его поддержку.

Выбор В.Путина в пользу В.Зубкова помимо прочего показал, что российское руководство не воспитало новые кадры и во многом продолжает опираться на управленцев советской закалки, к числу которых, безусловно, относится В.Зубков. Новый премьер-министр прошел типичную партийно-советскую школу в Ленинградской области, где он работал председателем горисполкома, первым секретарем горкома КПСС в Приозерске, затем заведовал аграрным отделом в обкоме КПСС, был первым заместителем председателя облисполкома. В то же время советское происхождение не должно обманывать, поскольку В.Зубков относится к числу тех, кто удобно и хорошо устроился при новом режиме.

Мы получили новое доказательство того, что кадровая политика В.Путина ориентирована не на профессиональные кадры, а на узкий круг лично знакомых и преданных людей. Как известно, В.Зубков работал в 1992-93 гг. заместителем председателя комитета по внешним связям в мэрии Санкт-Петербурга, т.е. В.Путин был тогда его непосредственным начальником. Не является В.Зубков и харизматичным публичным политиком, о чем свидетельствовал его провал на выборах губернатора Ленинградской области в 1999 г. Тогда будущий премьер-министр и возможный кандидат на пост президента привлек голоса лишь 8,6% избирателей, заняв четвертое место. Примечательно, что его кампанией тогда занимался Б.Грызлов.

В.Зубков возглавил правительство буквально перед тем, как ему исполнилось 66 лет. Понятно, что перспективным политиком назвать его нельзя.  В.Зубков полезен президенту как человек, хорошо знающий, как работает российская финансовая и налоговая система. В последние годы он возглавлял Федеральную службу по финансовому мониторингу (структура министерства финансов), ранее работал в налоговых органах в Петербурге и на федеральном уровне.

. Примечательно, что сам В.Путин на фоне этих событий активно взаимодействовал со СМИ в связи со своими поездками в Чувашию и Белгородскую область. Было видно, что В.Путин только укрепился в своем чувстве хозяина положения.

Таким образом, назначение В.Зубкова позволяет В.Путину сохранять политическое лидерство и инициативу, одновременно поддерживая изрядно затянувшуюся и не имеющую ничего общего с демократией интригу с выдвижением «преемника». Нельзя совсем исключать и вариант выдвижения В.Зубкова на пост президента. Но тогда это будет форменным издевательством над избирателями, поскольку такому преемнику будет уготована роль временного местоблюстителя, который при первом сигнале уйдет в отставку, открыв дорогу для возвращения В.Путина к власти. Такие игры в российской политике стали, конечно, возможными, но подобные манипуляции цивилизованная страна и цивилизованные политические лидеры позволять себе не имеют права. Впрочем, скорее всего В.Путин просто нарушил таким образом плавный ход политического процесса, запутав игроков и оставив за собой право решить, кто же все-таки станет преемником. Чуть позже он заявил, что на пост президента могут баллотироваться пять претендентов и не сказав, кого он имеет в виду. А это свидетельствует о намерении В.Путина выдвинуть преемника в последний момент, чтобы потом с помощью пиар-технологий и административного ресурса навязать его народу.

Смена правительства перед выборами имеет и другой смысл. Оно открывает возможность для того, чтобы провести кадровые перестановки, призванные облагородить лицо исполнительной власти. Вероятно, будут отправлены в отставку непопулярные министры, прежде всего – М.Зурабов, за увольнение которого давно и последовательно борется КПРФ. Могут пострадать и такие фигуры, как Г.Греф, Л.Рейман, В.Яковлев и др., которые стали слишком одиозными. Но все это тоже будет сделано для вида, поскольку курс меняться не будет.


К двухпартийной Думе?

В процессе подготовки к парламентским выборам обращает на себя внимание глубокий кризис, который наблюдается в «Справедливой России». С одной стороны, похоже, что эта партия перестала получать поддержку от президента, которой она пользовалась ранее. Кремль, очевидно, ставит на «Единую Россию», не давая «Справедливой России» слишком раскрутиться. Но надо понимать, что если С.Миронову не дадут критиковать «Единую Россию», то он с удвоенной силой обрушится на КПРФ. С другой стороны, руководство «Справедливой России» проводит явно порочную политику при формировании списков, отдавая предпочтение «денежным мешкам» и фактически выгоняя из партии всех более или менее ярких публичных политиков. В результате из партии и из фракции стали со скандалами выходить достаточно известные люди.

На прошлой неделе стало известно, что думскую фракцию «Справедливой России» покидают или готовятся покинуть не менее 7-8 человек. В основном это – бывшие «родинцы», люди, так или иначе связанные с Д.Рогозиным, которые изначально имели мало перспектив удержаться в новой партии. Например, фракцию покинул А.Савельев, формальный лидер не зарегистрированной «Великой России», который по понятным причинам и не имел никаких шансов, чтобы попасть в списки «Справедливой России».

Но из фракции уходят и депутаты, которые являются членами «Справедливой России». Также меняются решения о составе региональных списков, где многих уже привычных лидеров меняют на никому не известных людей, обычно – бизнесменов. Например, в Свердловской области, почему-то в последний момент вспомнив, что держать в партии людей, имеющих криминальное прошлое, не очень хорошо, «Справедливая Россия» отказалась от услуг депутата Госдумы Е.Ройзмана. Хотя до последнего времени Е.Ройзман полностью устраивал С.Миронова и пользовался его полной поддержкой. Интересная ситуация возникла и в Пермском крае, где С.Миронов не только избавился от депутата В.Похмелкина, либерала и защитника прав автомобилистов, но и отодвинул на непроходное место полностью ему лояльную В.Савостьянову. Список возглавит известный артист В.Золотухин, который вряд ли привлечет голоса, а реально в Госдуму пройдут 1-2 бизнесмена из Москвы.

Таким образом, проект «Справедливая Россия» если не закрывается, то по крайней мере теряет в политической и, неизбежно, в электоральной поддержке. Встает вопрос, пройдет ли эта партия в Госдуму вообще, поскольку ее рейтинги остаются низкими, а избирательная кампания явно не клеится.

Тем временем некоторые политические карлики нашли себе пристанище в партии Г.Семигина «Патриоты России». Никаких шансов на прохождение в Госдуму эта партия не имеет, и ее скорее будут использовать, чтобы оттянуть голоса у КПРФ. Вокруг этой партии формируется коалиция из псевдооппозиционных движений, сотрудничавших или продолжающих сотрудничать с Кремлем. В нее вошли представители «Великой России», бывшие «родинцы», которых Кремль наказал за чрезмерную самостоятельность, отказав их партии в регистрации. Туда же примкнул «потерявшийся» Г.Селезнев. К этой группе тяготеют депутаты В.Черепков, Ю.Савельев и другие политики, которые не смогли больше никуда вписаться. Участие в выборах в составе «Патриотов России» для них – это способ заявить о себе и хоть как-то поучаствовать в выборах.

В целом же предвыборная ситуация развивается достаточно неплохо для КПРФ, рейтинг которой остается на устойчивом втором месте. Ослабление «Справедливой России» и ЛДПР угрожает этим партиям непопаданием в парламент, в чем, кстати, заинтересованы и «единороссы». В то же время «казахстанский сценарий» в России остается невозможным, поскольку в нашей стране существует сильная и популярная Компартия, а усилия властей по сдерживанию протестного движения становятся все менее эффективными.


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.