Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Потребительская корзина нищеты
17 мая Мосгордума рассмотрела и приняла в двух чтениях законопроект “О потребительской корзине в городе Москве”. Документ долгое время разрабатывался Мосгорстатом и городской Федерацией профсоюзов под руководством департамента соцзащиты правительства Москвы. В результате они предложили увеличить ее стоимость на 10%. Фракция КПРФ потребовала более значительного приращения. О полемике по этому вопросу корреспонденту “Правды” Валентину СИМОНИНУ рассказал руководитель фракции, первый секретарь МГК КПРФ Владимир УЛАС.
– Владимир Дмитриевич, московская пресса, публикуя информацию о пленарном заседании Мосгордумы 17 мая, лишь вскользь упомянула о том, что коммунисты выступили с критикой законопроекта. А что на самом деле не устроило фракцию в обсуждаемом законопроекте?
— Отношение фракции КПРФ в Московской городской думе к закону о потребительской корзине в столице сформулировано четко. Мы считаем, что по своему стоимостному выражению и наполняемости корзина должна быть увеличена примерно процентов на 40—50.
— Почему? Разве разработчики законопроекта чего-то не учли?
— Для ответа на этот вопрос мы должны четко понимать, кто в первую очередь заинтересован в потребительской корзине. По сути дела речь идет о минимальном наборе продуктов питания, услуг и товаров, который обеспечивает выживание человека. В ней заинтересованы ветераны, инвалиды, члены малообеспеченных многодетных семей.
В стоимостном выражении средняя величина потребительской корзины в Москве в соответствии с законом — 4591 руб. За вычетом налогов эта сумма уменьшится на 13%. Правительство Москвы будет подтягивать доходы самых неимущих горожан до этой суммы, до возможности человека минимально удовлетворять свои потребности.
Закон о потребительской корзине касается и наименее защищенныxх категорий граждан — пенсионеров. Их в Москве около двух миллионов человек. Забота об интересах этих граждан является составной частью борьбы нашей фракции и всей партии в целом. Поэтому при обсуждении проекта закона мы, коммунисты, требовали, чтобы были пересмотрены в сторону увеличения некоторые нормы потребления и по продуктам питания, и по непродовольственным товарам, и по услугам. Мы указывали на несуразность некоторых цифр с точки зрения реальной жизни населения.
Например, доля расходов в этой потребительской корзине на продукты питания составляет 47%. В развитых странах этот показатель составляет 10—15%, в бедных — треть, а в нищих — половину. Получается, что по социальным стандартам эта потребительская корзина приравнивает Россию к уровню африканских стран.
При этом надо учесть, что правитель-ство фактически разрушило ту систему социальной защиты населения, которая существовала в советское время и обеспечивала людей бесплатным жильем, очень дешевыми жилищно-коммунальными услугами и массой социальных гарантий. Сегодня их нет, а такие гарантии должны быть учтены в потребительской корзине.
Отмечу, что 4591 рубль — это средняя цена потребительской корзины. Но те, кому она предназначена, разбиты на категории. И для каждой из них предусмотрена своя корзина. Для пенсионера она составляет где-то три с половиной тысячи. Таким образом, наиболее слабая, социально незащищенная часть имеет и минимальную потребительскую корзину. На наш взгляд, для пенсионеров прожиточный минимум должен равняться пяти с половиной тысячам рублей в месяц.
— Ваши оппоненты утверждают, что средств на увеличение поддержки малоимущих в бюджете нет.
— Мы, коммунисты, уверены, что при желании деньги на эти цели московское правительство может найти. Бюджет города составляет порядка 560 млрд. рублей. К примеру, бюджет Волгограда или Воронежской области равняется где-то 60 или 80 млрд. руб. Если посчитать на душу населения, то московский бюджет в три — три с половиной раза больше, чем в средних регионах России. Поэтому возможности поддержать пенсионеров, безусловно, нужно находить.
— И они в столице есть?
— Конечно. Мы, коммунисты, видим весьма нерациональные траты, на которые уходят миллиарды рублей. Взять, например, правящую вертикаль. Сейчас функционируют 125 районных управ, муниципальных собраний и муниципалитетов против 33 районных в советское время. В бюджетах муниципальных собраний и муниципалитетов, на финансирование которых в каждом районе тратится по нескольку миллионов рублей, 75—80% средств уходит на зарплату чиновников при их фактически нулевых функциях. Местное самоуправление в Москве как шагреневая кожа скукоживается с каждым годом, а расходы на его содержание растут.
— Многие москвичи ругаются, что их почтовые ящики постоянно забивают бесплатными газетами, выпускаемыми округами и оплачиваемыми управами…
— Вот-вот. Из бюджета города на эти цели тратится более миллиарда рублей в год. И я уж не говорю о глянцевых журналах, которые на самом деле не нужны различным департаментам столичного правительства. И таких статей, по которым можно набрать значительные суммы, более чем достаточно.
— С другой стороны, оппоненты коммунистов из “Единой России”, которые благодаря своему большинству (28 депутатов) контролируют Мосгордуму, утверждают, что, дескать, федеральный закон не разрешает им значительно увеличивать стоимость потребительской корзины.
— Отчасти это так. Федеральный закон действительно устанавливает какие-то критерии, федеральное правительство разрабатывает методические рекомендации по потребительской корзине. Но у каждого региона всё равно есть некоторый люфт на учет особенностей проживания в нем. Москва — чрезвычайно дорогой для проживания город, поэтому здесь и потребительская корзина должна быть более весомой, чем в других регионах.
Если посмотреть по группам товаров, то можно быстро убедиться в нереальности рекомендаций. Ну вот, например, пальтовая группа на детей от одного до восьми лет. Всего три наименования, а на самом деле любому ребенку по каждому сезону требуется по три-четыре наименования верхней одежды.
— Подводя итог, можно сказать, что “единороссовское” большинство Мосгордумы считает, что слабо защищенные слои населения вполне могут выжить и при той потребительской корзине, которую предлагает правительство Москвы?
— Получается так. Они, к примеру, хва-стаются тем, что впервые прописана в законе культура, на которую выделяется аж целых …5% стоимости услуг. Вся сумма на услуги в месяц по этой потребительской корзине составляет где-то 1590 руб., эти 5% равняются 70 рублям в месяц. Вот получи их и ни в чем себе не отказывай, иди куда хочешь — в кино, театр. При такой “щедрости” человеку придется полгода копить, чтобы посетить “учреждение культуры”. Или взять электроэнергию. Льгота дается всего на 50 кВт в месяц. Это означает, что некоторым людям вновь, как и в средневековье, предлагают перейти на лучины.
Мы, коммунисты в Мосгордуме, выступаем за то, чтобы столичное правительство нашло возможность увеличить стоимость потребительской корзины. “Единороссы”, поддерживая правительственный вариант, этот более чем скудный паёк, не обеспо-коены тем, что в результате проводимой социальной политики продолжительность жизни в стране за последние годы резко сократилась, а население уменьшилось на 10 млн. человек. Нищета народа и его вымирание этой потребительской корзиной фактически консервируются.
— Многие московские пенсионеры почему-то уверены, что мэр Лужков денно и нощно думает о том, как облегчить их тяжелую жизнь. Но вот обсуждение в Мосгордуме 17 мая законопроекта о потребительской корзине показывает, что это не так.
— Конечно, не так. Многие пенсионеры просто не понимают, что, во-первых, власть обязана заботиться о гражданах. А во-вторых, что пенсионеры в Москве являются наиболее нищей социальной категорией. Для сравнения им будет полезно знать, что, например, в государственной компании “Газпром” каждый чиновник высшего уровня, из Совета директоров, получает один миллион 800 тысяч рублей в месяц. Платить им такие деньжищи у государства возможность есть, а вот чуть-чуть поддержать пенсионеров, получающих три тысячи рублей, средств не находится. Вот такое у нас в России “социальное” государство!