Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Кто такие альтерглобалисты и есть ли они в России? Интервью с Карин Клеман

Карин Клеман, в прошлом активиста АТТАК-Франция, а ныне журналист и социолог Института "Коллективное Действие" рассказывает интернет-журналу "Новая Политика" о перспективах альтерглобалистского движения в России.

23 Марта 2005, 11:10

– Карин, на ваш взгляд, от чего зависит развитие альтерглобалистского движения в России?

– Необходимо сначала разобраться с определением альтерглобалистского движения. Это движение международное и интернационалистическое. Оно стремится к социально справедливой глобализации и сопротивляется могуществу транснационального капитала и правительств богатых держав, чьей диктат и либеральная политика осуществляются через международные структуры типа МВФ или ВТО. Эта капиталистическая глобализация касается, в том числе, и России. Правительство выполняет все указы МВФ и других международных организаций, внешний долг погашается за счет зарплат бюджетников и социальных платежей, крупный капитал – национальный и международный – как нигде эксплуатирует рабочих, начинается новая волна приватизаций, уже в социальном секторе. И это далеко не полный список. Поэтому объективная почва для развития альтерглобалистского движения в России есть, по крайне мере, если не рассматривать движение только в своих стандартных проявлениях — контр-саммиты и прочие социальные форумы. Из-за специфики России — продолжительная оторванность населения от внешнего мира и нехватка ресурсов для "альтерглобалистского туризма", отечественное движение имеет другие формы.

– И что, уже есть примеры альтерглобалистских действий у нас в стране?

– На мой взгляд, с небольшим натягом можно отнести протестное движение января-февраля этого года к альтерглобалистскому движению, поскольку люди вышли на улицу, чтобы требовать сохранения социальных гарантий, которые правительство отобрало у людей с законом № 122, с полного одобрения, кстати, международных институтов. И весьма примечательно, что, хотя пенсионеры составили большинство протестующих, они получили пассивную или активную поддержку других групп населения, и в первую очередь – молодежи. Причем, в ходе зимних акций протеста были созданы разного рода местные коалиции, которые объединяют разные общественные организации и партии — что напоминает принцип структурирования альтерглобалистского движения.

– То есть все-таки эти акции "напоминают" альтерглобализм, а не являются альтерглобалистскими по существу?

– Конечно, не хватает некоторых принципиальных признаков альтерглобализма. Интернационализма нет совсем, т.е. нет осознания того, что подобной антисоциальной политике подвергается и население других стран, и что желательно искать взаимодействий с движениями других стран, чтобы эффективнее сопротивляться общему мировому курсу. Это связано с тем, что люди еще не до конца осмысляют корни нынешнего политического курса в России, и еще с тем, что чувство национальной "уникальности" очень развито, в том числе, среди протестантующих ("у нас не так, как у всех"). Порой даже звучали весьма националистические лозунги на митингах, особенно под воздействием крайне правых партий (и иногда КПРФ тоже). К сожалению, Запад в целом воспринимается как блок эксплуататоров и империалистов, которые все жаждут угробить Россию. А о существовании там оппозиции и сопротивления в лице альтерглобалистского движения, здесь мало кто знает.

– Что же нам мешает?

– Именно в слабости интернационализма видится первое препятствие к развитию альтерглобалистского движения в России. Другие факторы менее проблематичны. Сопротивление глобальному капитализму вроде бы есть, даже если он не всегда осознается как таковой. А взаимодействие и солидарность между разными категориями населения, разными организациями, вроде бы начинают появляться. Хотя это остается слабым местом российского протестного движения, сдвиги в сторону солидаризации замечаются — опять-таки социальная волна этой зимы тому пример. Но вот против национализма необходимо четко выступать, и пропагандировать интернационализм движения. Иначе движение попадет в ловушку международной розни, угодной нашему правительству.

– Существуют ли в нашей стране политические партии и объединения, которые в той или иной степени соответствуют идеологии альтерглобализма? Готовы ли они к тому, чтобы принять участие в столь масштабных процессах под лозунгами вашего движения?

– Опять-таки повторяю, не надо рассматривать альтерглобалистское движение как одно целое с четкой определенной идеологией. Есть своя специфика в каждой стране, каждом городе, у каждой организации, участвующей в общем движении. Но, скажем, есть стержни. Среди них — сопротивление глобальному капитализму, интернационализм, солидарность и взаимодействие. Ну, где можно найти такую партию в России, которая бы соответствовала всем этим критериям? Т.н. официальная "левая" оппозиция" — КПРФ и "Родина", которые играют примерно в одном поле — проповедует державную идеологию, прямо противоположную интернационализму, который воспринимается как покорность США. А правую оппозицию — СПС, "Комитет 2008", "Яблоко" и др. — логичнее отнести к лагерю, условно говоря, собственно "глобалистов" (не "альтер-"). Несмотря на недавно появившуюся у них социальную фразеологию, правые остаются верными идеологии приватизации, свободы капитала. И, самое главное, они все смотрят на США — причем на власти США — как на идеал демократии. Кроме того, ни у тех, ни у других, нет желания с кем-то реально — на равных взаимодействовать.

Скорее всего, зародыши альтерглобалистского движения проще найти среди общественных объединений. На протестной волне нынешней зимы, мы смогли убедиться в том, что некоторые общественные организации активизируются, политизируются в оппозиции антисоциальной политике власти, стремятся объединиться в одном движении, чтобы более эффективно действовать. Есть примеры создания широких и дееспособных местных коалиций — в Ижевске и в Перми, где до сих пор не утихает протестное движение, именно благодаря этим коалициям. А партии в них — всего лишь составляющая часть. Даже на всероссийском уровне есть попытка создания координационных структур, например Совет Общественной Солидарности (СОС), в который входят чернобыльские и инвалидские организации, профсоюзы, правозащитники и прочие общественные организации. По инициативе СОС и с помощью небольших организаций, специализированных в альтерглобалистской пропаганде ("Альтернатива" А. Бузгалина, Институт Проблем Глобализации Б. Кагарлицкого) готовится Российский Социальный Форум, который должен состояться в Москве 16-17 апреля, в чисто альтерглобалистском духе (т.е. в полной независимости от власти). Так что даже появляется что-то похоже на чувство принадлежности к одному мировому движению.

Однако у этих структур настолько мало средств и влияния в СМИ, что их жизнеспособность остается под вопросом. Они подвергаются давлению со стороны российских властей (как напрямую, так и через попытку утихомирить, раздробить, включить отдельные организации в государственную машину). Причем, эти общественные коалиции совершенно неизвестны на Западе, даже в рамках альтерглобалистского движения. Западные СМИ полностью игнорировали "антимонетизационное" протестное движение (не модно, не "оранжевая революция", а лишь пенсионеры, "отсталые" люди, которые требуют таких приземленных вещей — дескать, неинтересно). Через альтернативные каналы некоторая информация прошла, но очень мало, и проблемы прямого общения между западными и российскими активистами так велики, что до реального включения российских общественных организаций в альтерглобалистское движение — еще далеко.

– С точки зрения альтерглобалиста, способствует ли "оранжевая революция", то есть фактически отказ от национального суверенитета, усилению глобализма? И не может ли она стать оружием в руках альтерглобалистов?

– Затрудняюсь ответить, поскольку не совсем понимаю вопрос. Я не воспринимаю "оранжевую революцию" как отказ от национального суверенитета. Нельзя делать такие выводы только оттого, что люди на улицах частично протестовали против российского империализма, а предпочли ему западный, а вернее, европейский империализм. Вдобавок, это, скорее, выбор украинских элит, а народ, в массе своей, просто выступил за народный суверенитет — что можно только приветствовать. И можно завидовать украинскому народу, который нашел в себе силу восстать против власти. Другое дело, что его протест носил весьма разнообразный, а порой, и иллюзорный идеологический характер, который далеко не полностью соответствовал целям и интересам тех, которых народ привел во власть. На уровне властной системы произошла всего лишь подмена российских глобалистских капиталистических сил на украинские и западные, т.е. качественно ничего не изменилось, за исключением того, что украинский народ накопил опыт сопротивления, которое может еще пригодиться для свержения и новой власти, если она не будет хотя бы частично отвечать ожиданиям. Другое дело, что в силу крайне индифферентности и неосведомленности альтерглобалистского движения в отношении всего, что происходит на Востоке, вряд ли "оранжевые" активисты вольются в мировое движение. Пока что ими больше интересуются властные элиты западных стран. К сожалению.

– Отводится ли какая-нибудь роль или ниша в альтерглобалистском движении исламским экстремистам? Рассматриваются ли они в качестве потенциальных союзников?

– Это сложный вопрос, который внес серьезные разногласия в альтерглобалистское движение. Ссылаясь на то, что исламское движение эффектнее всех сопротивляется американскому империализму, некоторые сегменты альтерглобалистов видят в нем чуть ли не образец для подражания. Такие настроения особенно заметны среди левых троцкистских групп Англии и Франции. На последний Европейский Социальный Форум в Лондон были приглашены представители исламского движения. Это вызвало бурные споры между участниками.

Но я думаю, что такие настроения не отражают общий настрой. Большинство стоит на принципах светскости, и поэтому с опаской следят за тем, как исламские активисты включаются в движение. Тем более что большая составляющая часть альтерглобалистского движения – феминистки, а им не совсем по духу то, как исламисты обходятся с женщинами в исламских странах. И, вообще, все хартии и заявления альтерглобалистского движения так же строго осуждают американский империализм, как и исламский фундаментализм, в частности теракты.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.