Российские миротворцы считают, что систематические полеты грузинской авиации в зоне грузино-осетинского конфликта носят явно провокационный характер. Такое заявление в воскресенье, 3 сентября, сделал помощник командующего Смешанных сил по поддержанию мира в зоне конфликта (ССПМ) Владимир Иванов.
«Пролеты летательных аппаратов в зоне грузино-осетинского конфликта в последнее время приобрели систематический и явно провокационный характер», - сказал Иванов.
В заявлении ССПМ также говорится, что подобные действия являются нарушением положений протокола № 24, принятого Смешанной контрольной комиссией по урегулированию грузино-осетинского конфликта от 30 июля 2002 года «О несанкционированных полетах летательных аппаратов над территорией зоны ответственности Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта».
Напомним, что причиной столь жесткой реакции российских миротворцев стало то, что в воскресенье 3 сентября в воздушное пространство Южной Осетии вторгся грузинский вертолет Ми-8. По данным Владимира Иванова, произошло это в 15 часов 37 минут по местному времени. Ми-8 следовал в направлении с северо-запада на юго-восток и углубился за границу на расстояние до семи километров. В 15 часов 50 минут в районе населенного пункта Вахтана Знаурского района неизвестные обстреляли вертолет из стрелкового оружия. После этого летательный аппарат совершил вынужденную посадку на территории, контролируемой грузинскими властями.
Первыми о случившемся заявили власти Южной Осетии. Министр обороны непризнанной республики Анатолий Баранкевич сообщил, что «на предложение изменить маршрут пилоты вертолета не реагировали и не выходили на связь». Тогда был открыт огонь на поражение вертолет Ми-8, прилетевшего с территории Грузии: «Сначала по вертолету был проведен залп из ПЗРК, а затем открыт огонь из зенитной установки», - сказал Анатолий Баранкевич.
Министр обороны Южной Осетии также заявил, что отныне югоосетинские ПВО будут сбивать все летательные аппараты, нарушившие воздушное пространство непризнанной республики.
Как выяснилось позже, на борту подбитого вертолета находился министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили. Вместе с ним в вертолете находился замначальника Генштаба полковник Заза Гогава. Никто из находившихся в вертолете не пострадал. Об этом журналистам сообщил сам глава грузинского оборонного ведомства. По его словам, вертолет летел из Тбилиси в западную Грузию на базу в Сенаки. После того, как вертолет был обстрелян из крупнокалиберного пулемета, его пилот совершил вынужденную посадку в городе Гори. Во время обстрела в вертолет попало около пяти-шести пуль, несколько минут летательный аппарат находился в режиме падения, после чего пилоту удалось восстановить управление, выровнять машину и посадить ее в аварийном режиме. При этом, комментируя случившееся, Окруашвили заявил, что «южноосетинской стороне придется ответить за этот инцидент и принести соответствующие разъяснения».
Грузинская сторона настаивает на своей правоте, мотивируя это тем, что, поскольку, Южная Осетия является непризнанной республикой, значит, не существует и такого понятия, как воздушное пространство Южной Осетии. Следственно, Ми-8 с грузинскими военачальниками ничего не нарушал. Однако, грузинская сторона явно лукавит. Как уже говорилось выше, грузинский вертолет нарушил положение протокола № 24 «О несанкционированных полетах летательных аппаратов над территорией зоны ответственности Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта».
Используя подобную дипломатию, грузинские власти вновь провоцируют обострение ситуации в зоне конфликта. Сегодня стало известно, что вооруженные силы Южной Осетии приведены в состояние повышенной боевой готовности. Это связано с оперативной информацией о том, что к границам Южной Осетии с двух направлений - населенных пунктов Двани, Дирби и Эргнели движутся военно-транспортные колонны грузинской армии с военной техникой и личным составом.