Комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС), являются, по сути, низовыми подразделениями муниципальной власти. Правда, штат невелик - председатель («сидящий», впрочем, на относительно неплохой «ставке») да специалист-помощник впридачу. Руководит председатель старшими по домам и подъездам. Коллектив получается, как правило, женский. В основном из лиц пожилого возраста. Наиболее благонадежные из них - боевой отряд мэрии, оперативно откликающийся, когда ей требуется задействовать «общественность». Говорят, к примеру, что перед традиционными встречами мэра с населением в соответствующие КТОСы «сверху» приходит «разнарядка»: столько-то предсказуемых общественников должно явиться на встречу, для «группы поддержки» главы города. Дабы все прошло благопристойно.
Так вот. Старшие по домам и подъездам - люди самые разные, обычно не обладающие опытом специфической административной дисциплины. А это значит, что могут и характер проявить. Потому стоит ли удивляться, что когда в марте прошлого года в председатели КТОС «Ермак» избрали Н. Комарову, то вскоре в рядах ее комитета образовалась группа недовольных кадрово-хозяйственной политикой нового председателя. Как и положено, «оппозиция» затеяла решительную борьбу за смену власти.
Для начала в мэрию на имя вице-мэра А. Голева прилетела анонимка «на Комарову». Анонимку отфутболили на разборки обратно - в Советский округ. Комарова стала вычислять автора в своих рядах, тщательно сличался анонимный почерк с рукой того или иного недовольного властью в КТОСе. В итоге с большой долей вероятности в авторстве была заподозрена упорно в том не признававшаяся старшая по дому Г. Тетеркина.
Содержание анонимки можно представить, побеседовав с представителями ктосовской оппозиции (включая и тех, кому пришлось в принудительном порядке расстаться с не вполне бескорыстной общественной работой). Они рассказали следующее.
Время от времени КТОС занимается «сбором средств» с подведомственной территории. По распоряжению своего шефа та же Тетеркина заглянула на огонек в салон игровых автоматов и пояснила там примерно так: вы, мол, расположены на территории нашего КТОСа, а на носу День города, надо провести мероприятия с подведомственным населением, а денег нет. Если не поделитесь, потом не обижайтесь, нам тут вместе жить еще долго. Слушатели не устрашились и не удивились, «крышу» на разборку с бабушкой вызывать не стали - попросту сделали ответное деловое предложение: ваша председатель обещала нам благодарственное письмо. Вот когда оно будет - будут и деньги. С письмом проблем не возникло, и за него салон «одноруких бандитов» тут же отстегнул тысячу целковых, которые были честно доставлены главе «Ермака», и дальнейшая судьба их теряется в тумане.
Без всякого вымогательства отстегнул «Ермаку» 50 тысяч рублей на ремонт подъездов и один из банков. Несколько тысяч Комарова направила на ремонт своей резиденции - пустячок, конечно, но «оппозиция» взяла на карандаш и это.
Теперь о главном козыре в колоде компромата, бережно хранимого «оппозицией». Как-то на одном из заседаний в КТОСе Тетеркиной попался под руку список проживающих на территории КТОСа получателей муниципальных детских подарков в честь Нового 2006 года. Ознакомившись с ним из чистого любопытства, Галины Ивановна так и ахнула. Среди жильцов ее дома обнаружились шесть фамилий ей вовсе неизвестных. Более того, документ гласил, что пара подарков отошла лицам, которые якобы проживают в квартире самой Галины Ивановны.
Впрочем, рядом с ней живут общительные соседи, и один из них «продвинут» в компьютерных базах. Вот Галина Ивановна ему весь списочек-то и отнесла: проверь, мол, милок, по компьютеру соответствие фамилий детишек, их родителей и прописанных напротив их адресов. Выяснилось, что списочек в немалой степени фальшив, изобилует «мертвыми душами». Десятки семей или не проживали по указанному адресу или у получивших подарки детей не было, или имелись, но лет под сорок, или же обладатели подарка не проживали на территории КТОСа (как, впрочем, и сама Комарова). «Оппозиция» пыталась было узнать у председателя, куда ушли подарки, отписанные «мертвым душам», но безуспешно.
Есть еще у «оппозиции» и небольшой список старших по домам, получивших подарок - коробку конфет - 23 февраля 2006 года. И туда, в этот список, из пары десятков человек шестеро залезли по непонятным для председательских оппонентов причинам.
Не довольствуясь подарочными списками, «оппозиция» для порядка проверила и иные ведомости. В частности, перечень временно отработавших на незатейливых общественных работах. И здесь бдящая «оппозиция» обнаружила фамилии, носителей которых и близко никто не видел. А другой список, уже льготный. Здесь прописано, сколько процентов от стоимости коммунальных услуг энергетиков и жилищников могут не уплачивать старшие по домам, их «вторые половины», а также несовершеннолетние дети (данная льгота предоставлена мэрией еще с незабвенных «рощупкинских» времен). Проценты в списке колебались от пятнадцати до пятидесяти. Величину льготы утверждает КТОС не без учета, разумеется, мнения председателя. А она, Комарова, ратует за тех, кто ей больше нравится, - уверена «оппозиция».
Есть еще списочек премированных ктосовцев в 2005 году, списочек-отчет о якобы проведенных комитетом тех самых мероприятиях, на которые вечно не хватает средств… Впрочем, хватит. Скандалов в «Ермаке» и без того хватает («из-за этих скандалов я потеряла двух молодых интеллигентных членов комитета», - с горечью сказала Комарова). Было дело, когда на выборной конференции комитета старшая по дому Ж. Долгих (ныне лишенная своего «чина») сидела в окружении участковых милиции, проинструктированных в случае чего «заткнуть рот» представительнице оппозиции. На другую «старшую» и вовсе председатель домового комитета (в КТОС входит и он) с подругами совершила нападение в клубе «Энтузиаст». В результате чего в клочки был изорван нужный «оппозиции» документ с подписями жильцов. Борьба за власть, словом, идет не только в высших эшелонах.
Однако кто же, черт побери, слопал, не подавившись, детские подарки?! Пояснения дала сама Комарова:
- Вот в этом я виновата. Мы имеем право поощрять наших активистов. И потому комитет решил поощрить подарками, помимо детей, еще и старших по домам, независимо от того, есть у них малолетние дети или нет. А как я потом отчитаюсь за подарки взрослым, в основном ведь их награждали? Пришлось, честно говоря, выдумывать в списках. Но у нас есть другой списочек, где все верно прописано. А тот список, о котором вы говорите, это, наверное, попросту черновик был…
«Мертвые души» в списках отработавших на общественных работах, это, по уверению Надежды Александровны, фантазии «оппозиции». Как и кадровые репрессии против недовольных. Пришлось, правда, уволить из старших по домам Долгих, но это произошло по просьбе обиженных жильцов, с которыми Жанна Викторовна скандалит (сама же Долгих утверждает, что выяснила и документально закрепила совсем иное, доброжелательное, отношение к ней жильцов). И «рэкетом» КТОС вовсе не занимался, несмотря на то, что имеет право наведываться к предпринимателям и культурно просить у них материальной помощи для тех или иных мероприятий.
Кто проверяет финансовую деятельность «Ермака», сказать трудно - ревизионная комиссия ныне упразднена по случаю своей якобы ненужности. Что же касается распределения пресловутых льготных процентов (с верхней границей в 50 процентов), то этим занимается жилищная комиссия «Ермака», исходя из обсуждений работы льготников (по бальной системе) и ее устаревших многочисленных критериев. Правда, в минувшем декабре КТОСу было приказано «не выходить» за 32 процента. В текущем году все эти проценты мэрия вроде бы намерена упразднить, заменив их денежной выплатой по новым критериям, о которых пока мало что известно - причем льготы будут только для общественников. Тем временем энергетики (да и жилищники) все громче требуют предоплаты льгот наличкой - заплатите сначала все сто процентов, а уж только потом, мол, мы сделаем перерасчет по «квиткам». Из-за подобных проблем в скрипучем льготном механизме, по словам Комаровой, два последних месяца прошлого года ее общественники платили за жилье по полной программе.
Осталась неясность и после разговора с ведущим специалистом администрации САО О. Олексиной, курирующей «Ермак». «Оппозиция» настрочила ей заявление, да не одно, жалуясь на своего председателя. Но вместо того, чтобы принять меры, Олексина звонит Тетеркиной и просит, по уверению последней, забрать ее заявление обратно.
- Ну что я могу сказать? - задумалась на сей счет куратор Ольга Николаевна. - Обращения были отработаны, и каждому заявителю давались разъяснения. После которых никаких претензий с их стороны ко мне не имелось - все были удовлетворены. У нас состоялся рабочий конструктивный диалог.
Но каким образом заявления «отрабатывались», подтвердились или нет изложенные в заявлении скандальные факты - это Ольга Николаевна почему-то пояснить отказалась.
Ну и ладно. «Ермак» хоть и охватывает своим влиянием 18 тысяч жителей округа, но, по большому счету, варится в собственном соку и на судьбы страны и даже нашего региона особо не влияет. Однако если и в таком «аппарате» территориальной общественности все тонет в скандалах и интригах, то что же тогда творится в администрациях повыше? И почему в общественной организации полным-полно людей, деятельность которых так или иначе оплачивает мэрия? Вот уже и старших по домам хотят перевести на «оклады» - какие же это общественники? Это служащие. И самим этим КТОСам, рожденным городским чиновничеством, с самого начала были привиты все «прелести» управленческих «аппаратов»: интриги, «подсиживание», административные бури в стаканах воды на основе личных отношений и т.д. «Денежные потоки», проистекающие из горбюджета в КТОСы, хоть и не ахти какие, но вносят свою весомую лепту в ктосовские скандалы. Переиначив известный перл Черномырдина по поводу госпартстроительства, скажем: какую бы общественную организацию власть не затевала строить - все время получается она, родимая чинушная администрация.
Хоть и неказистая, зато своя, послушная.
Валерий МЯСНИКОВ.