26 марта на Украине прошли выборы в высший законодательный орган республики - Верховную Раду. Одновременно проходили выборы в областные, городские, районные представительные органы и выборы глав администраций всех уровней: от столичного до городского головы. Известно, что за возможность попасть в Раду боролись 45 политических партий.
О том, как проходили выборы на Украине, о нарушениях выборного законодательства, о новых выборных технологиях, «ударивших» по украинским избирателям, газета «Красный Путь» узнает из первых рук. Наши вопросы адресованы депутату Госдумы, первому секретарю Омского обкома КПРФ Александру Алексеевичу Кравцу, который побывал на Украине в качестве международного наблюдателя.
- Александр Алексеевич, удалось ли Украине перещеголять Россию в изобретательности новых выборных технологий?
- Я сам за последние полтора десятка лет немало насмотрелся и немало поучаствовал в выборах, как депутат Госдумы принимал участие в разработке избирательного законодательства Российской Федерации, однако то, что мы наблюдали на Украине, скажу откровенно, - из ряда вон выходящее. На мой взгляд, на Украине была сделана страшная вещь. Опираясь якобы на закон о выборах, власти здесь сотни тысяч граждан лишили возможности участвовать в голосовании. На мой взгляд, была создана система сродни прибалтийской в отношении русскоязычного населения. Здесь же эту систему применили к сотням тысяч граждан Украины, которые имели все необходимые документы, подтверждающие их гражданство, место проживания, но не смогли реализовать свое избирательное право.
Приходит человек на избирательный участок с паспортом, а ему сообщают, что его в списке нет. Избиратель просит, чтобы его внесли в дополнительный список, ему отказывают. Отказывает председатель избирательной комиссии на том основании, что, согласно закону о выборах в Верховную Раду, избиратель обязан проверить себя в списках не меньше чем за два дня до выборов. Никакие объяснения не принимаются, гражданина посылают в суд. Кстати, суды работали весь день выборов. Естественно, многие уходили с участков не солоно хлебавши. Другие, более дотошные, шли в суд. Я тоже побывал в суде - абсурд! Суд выносил, как под копирку, один и тот же вердикт - «отказать». Несогласные с таким решением могли по рекомендации суда подать через два дня апелляцию. Хотя понятно, что выборы к тому времени уже прошли бы.
Кстати, из избирательных списков «пропадали» не только отдельные дома и квартиры - «пропадали» целые кварталы многоэтажных домов.
Я лично по этому поводу разговаривал с председателем избирательной комиссии. Спрашивал, почему он не может своей волей дать согласие на то, чтобы избиратель был внесен в дополнительный список. Он отвечал, что не может брать на себя эту ответственность. Кстати, подобное встречалось чаще на тех избирательных участках, где на президентских выборах побеждал Янукович.
- Известно, что выборы проходили во все представительные органы власти по партийным спискам. Как с этим справились избиратели?
- Зарегистрированными и внесенными в избирательный список оказались 45 политических партий, блоков. Надо было видеть, что творилось на избирательных участках. На каждом плакате, а их как раз 45, по пять фотографий лиц, возглавляющих ту или иную партию. А там за каждым идет партийный список в три-четыре сотни фамилий кандидатов. Кроме этих плакатов на участке развешены плакаты кандидатов в областные органы власти. Причем если в Раду партия идет под одним номером, то та же партия, выступающая, например, в Кировограде, где я имел честь быть наблюдателем, в городской Совет идет под другим номером, в главы администраций - под третьим номером. Разобраться, кто есть кто, особенно человеку неподготовленному, практически невозможно. На одном участке я даже решил провести хронометраж, чтобы узнать, сколько потребуется времени избирателю разобраться со списками в бюллетенях. Бюллетени взяли супруги пенсионного возраста. Так вот эта почтенная семейная пара потратила на голосование 32 минуты. Это рекорд.
- Обычно во время выборных кампаний нас пичкают назойливой политической рекламой. Но, может, украинским избирателям повезло: им не приходилось с утра до вечера слушать предвыборные обещания кандидатов всех мастей.
- Отнюдь. Местные жители точно так же попадали под прицел пиарщиков. А может быть, и больше, чем в России. Во всяком случае, я увидел очень сильную политизацию общества, которую, кстати, связывают с тем, что народ стал разочаровываться в Ющенко. Без сомненья, получилась активная избирательная кампания. Я приехал в пятницу в Кировоград как раз в последний день агитации. Весь этот провинциальный небольшой город (порядка 250 тысяч жителей) был наводнен политической рекламой. Были агитки не только основных блоков Ющенко, Тимошенко, Януковича, но и всех мелких, так называемых технических партий. Даже я, человек близкий к политике, названия многих из них услышал впервые.
- Можно только догадываться, какие были затрачены средства.
- Понятно, что кампания поглотила гигантские денежные средства. Известно, что только на национальном канале рекламная секунда стоила порядка 700 долларов. Можно представить, в какую копейку вылилась эта реклама партиям, которые гоняли получасовые фильмы. Скажу честно, через пару часов просмотра телеканала я занемог от примитивных, исполненных без каких-то творческих задумок роликов. А что чувствовали украинцы, которых этим потчевали в течение месяца, можно только догадываться.
- У меня возникло ощущение, что вы, Александр Алексеевич, очень близко к сердцу принимаете то, что происходит сейчас на Украине.
- Это действительно так. Украина - родина моего отца. Здесь могилы моих предков. Здесь до сих пор живут мои родственники, двоюродные сестры и братья. Я не был на Украине почти тридцать лет. И то, что я наблюдал в дни выборов, меня тронуло до глубины души. Горько видеть, с какой поразительной скоростью идет деградация общества. Сегодня население Украины вымирает быстрее, чем России. Сегодня здесь осталось порядка 46 миллионов населения. Украина уже потеряла 6 миллионов граждан. Огромное число людей уезжает на заработки за границу и в Россию, где за гроши продает свой труд. Сегодня Украина - это не солнечная, нарядная республика, поражавшая когда-то своей чистотой, красотой. Мерзость запустения налицо. Особенно нелегко приходится маленьким провинциальным городкам, в которых процветает безработица, душат цены на продукты питания.
- Вот Вы говорите, что на Украине авторитет Ющенко падает. Коммунисты тоже, судя по всему, в меньшинстве. Тогда кого украинцы хотят видеть в Верховной Раде?
- Особенности украинских выборов как раз в том, что здесь главную роль оппозиции играли представители крупного капитала, только другого, нежели у Ющенко, направления. Это те, кто стоял за «Партией регионов» и Тимошенко. Возможно, этим можно объяснить невысокий процент, который набрали коммунисты. У избирателя психология была такой, что поддержать коммунистов, которые смогут набрать не более 20 процентов, значит, дать зеленый свет «оранжевому правительству». Известно, что на Украине сейчас главную роль должен играть не президент, а правительство. Именно победившая на выборах партия формирует правительство и назначает премьер-министра, у которого огромные полномочия. Поэтому избиратель посчитал, что 15-20 процентов, которые возьмут коммунисты, не смогут влиять на ситуацию, а Янукович с Тимошенко, имея огромные финансовые ресурсы, смогут иметь влияние.
- И какой же прогноз? Что ждать Украине от нового правительства?
- На выборах блок Тимошенко набрал гораздо больше, чем Ющенко. Поэтому сегодня многие ломают голову, как выйти из этой ситуации. Одно становится ясным, что если сформировать оппозицию и при этом создать «оранжевое» правительство, то раскол Украины на Запад и Восток неизбежен. Если будет создано смешанное правительство, оно тоже будет не очень устойчивое, так как Ющенко и его команда настроены на Запад, на вступление в НАТО, в ЕЭС, они проводят прозападную политику. Янукович же шел под лозунгом дружбы с Россией. Его команда выступала за то, чтобы русский язык имел все полномочия. Янукович обещал избирателям, что Украина вступит в Евразийское сообщество с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
- А если золотой середины так и не удастся найти?
- По закону, если в течение 59 дней не будет определен блок правительственного большинства, то будут назначены новые выборы…
Беседовала
Светлана ШИРОКОВСКАЯ.