Недавно по центральному ТВ вновь показали многосерийный телефильм 70-х годов «Два капитана». Почему вновь? Да потому что нынешнее телевидение давно пошло вразнос и, наряду с откровенной гадостью, потчует зрителей подряд одними и теми же старыми советскими фильмами, гоняя их по разным каналам. Специально не подсчитывал, но этот фильм я уже видел в конце прошлого года не менее трех раз. Фильм, конечно же, неплохой, но сколько же можно! Будто бы нет других хороших старых картин…
Еще раз повторю: фильм неплох. Но сделан как бы строчка в строчку с романом Каверина, затянут, да и актеров можно было подобрать получше. Так что, на мой взгляд, ему далеко до того старого художественного фильма по сценарию Габриловича, который я видел полвека назад. Сжатый, точный, выверенный, с прекрасным актерским составом, он бил, словно стрела, точно выпущенная в цель.
Это была первая экранизация каверинских «Двух капитанов», на просмотр которой нас, младшеклассников, чуть ли не строем привела наша первая учительница Таисия Андреевна Сазонова.
До этого мы, как правило, ходили в кино в ДК Сибзавода - он был ближе к нашей 66-й школе. Но тут почему-то пошли в «Луч». Низенький деревянный кинотеатр на февральском морозе продувался всеми ветрами, такими же суровыми, как на улице. Но нам не было холодно, мы согревались собственным дыханием и тем, что происходило на небольшом полотняном экране.
Говорят, детская память наиболее цепкая. Многое, конечно, забылось, но те кинофильмы, на которые мы ходили всем классом, помнятся до сих пор. Во-первых, это были добрые советские фильмы, героям которых хотелось подражать. Во-вторых, после каждого культпохода мы на внеклассном часе обсуждали увиденное, а нередко даже принимались (тоже собравшись вместе) читать те повести и романы, по которым эти фильмы были сняты. И книжные образы, ожившие до этого на экране, становились ближе, узнаваемее, дороже.
Мы смотрели «Белеет парус одинокий», «Тимур и его команда», «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается», «Кортик». А потом в школе наша незабвенная Таисия Андреевна читала нам первоисточники- книги Катаева, Гайдара, Асеевой, Рыбакова.
Вот и после «Двух капитанов» мы прочли одноименный роман Вениамина Каверина, но нам, младшим школьникам, он дался нелегко – видимо, недоросли еще. Роман был длинным, чтение затянулось чуть ли не на месяц, многое там было не так, как в фильме. И это нам не понравилось. От Таисии Андреевны не ускользнула перемена нашего настроения, и она хотела прервать чтение, но мы ее упросили и все-таки дошли до конца. Этот не совсем удачный опыт с Кавериным наша учительница, как мне кажется, записала в свой педагогический «минус». По крайней мере, я был свидетелем ее разговора с учительницей литературы старших классов, которая без обиняков заявила: «Конечно, им еще рано читать Каверина. Да и зачем? По литературе они его обязательно потом пройдут…»
Потом прошли. И все-таки фильм так и остался ближе, доходчивее. Я и до сих пор его люблю, иногда смотрю по видику, слава богу, теперь с этим никаких проблем нет – смотри хоть каждый день, хоть сто раз подряд.
Нельзя было не запомнить и не полюбить несгибаемого Саню Григорьева, его обворожительную подругу Катю Татаринову, бабушку Нину Капитоновну, или увлеченного зоологией друга Сани Валентина Жукова. И даже отрицательные герои по-своему были дороги нашему сердцу – по ним мы учились ненавидеть в себе какие-то отрицательные черты (человек неоднозначен, в нем есть и плохое, и хорошее). И тем, кстати, тоже строили свой характер и свое отношение к людям, к окружающему миру.
Как можно, к примеру, забыть директора детдома Николая Антоновича? Он был не только негодяем, из корысти погубившим экспедицию своего замечательного брата, но и просто самовлюбленным занудой. «Неправда - это ложь!» - делал «открытие» он, и его жирный указательный палец в назидание поднимался вверх. Или вот еще: «А теперь, дети, займемся коровой, как таковой. Как коровой», - так он вел урок. И это было очень смешно. И очень узнаваемо, между прочим. Одно время была в нашей школе одна учительница, которая вот также манипулировала пальчиком, подчеркивая свои наукообразные
(а по сути очень глупые) умозаключения. И мы ее (женщину!) сразу же обозвали Николаем Антоновичем.
Кажется, с тех пор я полюбил и артистов, сыгравших в этом фильме. Прежде всего Александра Михайлова, которого я уже видел до этого в прелестном детском фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер», а потом еще больше полюбил во взрослом фильме «Испытание верности». Или Леонида Галлиса, так блистательно сыгравшего отрицательную роль Николая Антоновича, или очаровательно-юморную старушку Татьяну Пельтцер, или Евгения Лебедева (это была его первая роль в кино), сыгравшего гадкого Сову-Ромашку. А взять Бориса Фрейндлиха! Его Иван Павлович Кораблев стал для нас эталоном настоящего человека и настоящего учителя, который всегда поможет, поддержит, направит.
К сожалению, дальнейшую судьбу некоторых актеров проследить не удалось. По-видимому больше не снимались в кино Боря Беляев и Люда Шкелко, сыгравшие юных Саню и Катю. И красавица Ольга Заботкина (взрослая Катя) тоже впоследствии, кажется, совсем не появлялась на экране. Жаль.
В те наши далекие юные годы нас мало волновали любовные перипетии героев, хотя, наверное, именно тогда мы уже начали поглядывать на девочек. Нас волновала героика покорения Крайнего Севера, романтика летного дела, военные эпизоды. Нас волновали схватки добра со злом, честности с подлостью. И мы всей душой хотели быть похожими на героев романа Каверина и фильма «Два капитана».
«Бороться, искать, найти и не сдаваться!» - этот девиз Сани для многих из нас стал личным на долгие годы. Жизнь, конечно, и гнула, и ломала, но то, что запало в детстве, так и не отошло на второй план, помогло выстоять на всех крутых поворотах.
Между прочим, в 1947 году, когда только что вышедшая книга Каверина получила Сталинскую премию, во всех школах, во всех библиотеках страны прошли читательские конференции. Судя по сообщению газеты «Омская правда», 30 марта 1947 года такое обсуждение прошло и в нашей областной библиотеке имени Пушкина, где каверинский роман был признан лучшим произведением о советской молодежи.
Кто-то скажет: ну вот, дескать, еще одно очередное мероприятие тех времен для галочки. Кому это надо?
А я скажу: надо! Для молодых умов и сердец надо, чтобы не зачерствели, чтобы с юных лет умели отличать добро и зло и могли противостоять этому злу. Какое сегодняшнее произведение можно привести как достойный пример в этом плане? «Гарри Потера»? Героев каких кинофильмов можно полюбить за их высокую нравственность и упорство в достижении благой цели? Героев «Дневного (или «Ночного») дозора»? Бандитских героев «Бригады»? Или полубандитских из «Брата-1» и «Брата-2»? Чему может научить мультфильм про покемонов или мерзопакостный сериал «Моя прекрасная няня»? А дети смотрят, им нравится. Ведь они, что слепые котята, как губка впитывают в себя все, что ни подсунь. Им без мудрого поводыря не обойтись. Вот так-то...
Как все-таки повезло моему поколению, жившему в то время, когда хорошему, чистому давалась широкая дорога, а плохое, низкое и подлое осуждалось и отвергалось изначально. И как страшно не повезло моему внуку, на чью долю выпала совсем другая жизнь, с перевернутой с ног на голову моралью.
Но я ему помогу.
А. ПОВАРНИЦЫН.