Вот уже два года акционеры ЗАО «Гончаровское» Таврического района обивают пороги властных структур, включая правоохранительные органы, с одной-единственной целью: добиться вывода их земельных долей из уставного капитала хозяйства. Правда, на последнем, третьем по счету, собрании, которое состоялось в конце минувшего года, встал еще один вопрос - о досрочном прекращении полномочий директора этого акционерного общества, но, как и первых два собрания, его можно было не проводить. В местный Дом культуры явилась только треть акционеров. А надо не менее двух третей. При этом не до конца были оформлены документы, с которыми обязательно должны присутствовать на собрании владельцы земельных долей. Мало того, в Любомировку не приехали регистраторы для подсчета голосов. И, как выяснилось, последние нашли вескую причину. Дескать, что зря копья ломать: бумаги-то для собрания все равно не сделаны.
Не знаю, кого в этом больше винить: инициативную ли группу, организующую собрания, или власть, призванную защитить селян. Мне кажется, что виноваты обе стороны. Первая - за свою беззубость, за то, что начатое не доводит до конца, другая - за откровенное лукавство. На словах районные и областные власти вроде бы пекутся о народе, а на деле получается, что подыгрывают богатым. Ну что, допустим, мешает тому же районному управлению сельского хозяйства взять да помочь любомировской инициативной группе в проведении собрания - как следует подготовить документы, а главное, объяснить людям, что значит для них активная явка на собрания. Ан нет. Управленцы заняли как бы нейтральную позицию. И рассуждают примерно так: ЗАО «Гончаровское» - предприятие хоть и коллективное, но частное. И со своей землей акционеры пусть разбираются сами.
Но спрашивается: а кто селян «подтолкнул» на реформы, на то самое акционирование, от которого многие омские деревни стали нищими? Не власть ли ездила по селам и агитировала народ за светлое будущее без колхозов и совхозов, вдувала в уши доверчивых крестьян идею о внесении земельных долей в уставной капитал ЗАО? Она, милая! Директор «Гончаровского» до сих пор утверждает, что, если бы акционеры не отдали свои паи в уставной капитал, хозяйство давно бы рассыпалось. Но оно и так в долгах как в шелках. При чем здесь земля? Любомировцы в любом случае вели бы хозяйство коллективно.
Сколько раз на собраниях я слышал слова местных крестьян о том, что они, в принципе, выступают не за размежевание и раздел пашни на отдельные участки, а за то, чтобы все было сделано по совести. Потому что не годится жить на земле, иметь ее в собственности и получать в год на пай (13,9 гектара) по 7 центнеров зерноотходов. Такого, наверное, при крепостном праве не бывало. А у нас-то на календаре ХХI век! По телеящику только и слышишь о развитии, совершенствовании, модернизации, о президентских приоритетах, а фактически-то этого нет. Почти три четверти сельхозпредприятий области - банкроты или близки к ним.
Хорошо, что до любомировцев наконец-то дошло, что создание закрытых акционерных обществ и внесение земельных долей в уставной капитал есть не что иное, как надувательство. Такие хозяйства, залезшие в долги к инвесторам, гораздо легче прибрать к рукам. На «Гончаровское» уже положила глаз известная в Омске агрофирма «Мельница». Ее представитель на последнем собрании присутствовал и обещал крестьянам золотые горы. Он даже с собой директора одного из любинских акционерных обществ, находящегося под опекой «Мельницы», прихватил. Так сказать, для рекламы и агитации. Вот, мол, смотрите, как любинские крестьяне при инвесторах живут, не тужат. Только сдается мне, что скоро землица крестьянская и в Любино, и в Таврическом из-под ног селян уплывет, если уже не уплыла. Потому что так просто «Мельница» направо и налево деньги раздавать не будет.
- Да, она сегодня может нас на любую сумму прокредитовать, - говорит член инициативной группы В. Картавенко. - Но долги-то она в любом случае взыщет. Это нам дорога в суды закрыта - на адвокатов денег нет, а новые русские двери районных судов ногой открывают. И то, что хозяйства под крылом «Мельницы» процветают, - это чистой воды неправда. Недавно наша инициативная группа ездила в Любинский район и ничего путного там не увидела. Например, в бывшем совхозе «Центрально-Любинском» доярка, обслуживающая пятьдесят коров, зарабатывает в месяц 1100 рублей. Что значит для села сегодня эта сумма, лишний раз объяснять не надо. Можно сказать: почти ничего. Но больше всего меня поразил заработок специалиста фермы, выполняющего функции и техника-осеменатора, и фуражира, и учетчика - всего 1300 рублей. Люди сами говорят, что попали в кабалу несусветную. Видимо, то же самое ждет и нас. По крайней мере, по воле директора и совета директоров мы в долги к «Мельнице» уже влезли. И притом в огромные. Счет идет на миллионы рублей...
Вопрос в принципе ясен: однако какая такая неведомая сила удерживает любомировский народ, не дает ему даже возможности прийти на собрание, высказать свое мнение? Или большинство акционеров такая жизнь устраивает?
- Нет, так жить нельзя, - решительно говорит председатель собрания В. Костин.
А вот, по мнению представителя «Мельницы» господина Алиева, выходит, что можно. Он даже задумывал перед собранием такой предновогодний «фейерверк» устроить - пригласить с концертом ансамбль «Ярмарка» из Омского района. Хорошо, что у главы Таврического района хватило ума этот маскарад не устраивать. Как будто предвидел, что любомировское собрание добром не кончится.
Так оно и вышло. Еще перед самым началом собрания его ведущий В. Костин спросил у двух молодых людей с телекамерой, какое СМИ они представляют. Те, не задумываясь, парировали: «Работаем по заданию областного министерства сельского хозяйства». И зал дал согласие. Пусть, мол, наши проблемы до власти дойдут. Однако, когда взял слово любомировский фермер С. Бабенко, который, видимо, не понаслышке знает нравы омских чиновников, и попросил отвести от него телекамеру, люди от «Мельницы» заволновались. Что, конечно, не смогли не заметить акционеры. По залу пошел ропот: «Да это телевизионщики «Мельницы», а никакого ни министерства».
Не берусь судить, на кого работала телекамера, но когда тот же В. Костин предложил уничтожить запись, участники собрания идею поддержали. Первыми к телеоператорам кинулись женщины, которые чуть было не сбили их с ног и не отобрали камеру. Зрелище было не из приятных. Слава Богу, вовремя опомнился глава района господин Чертков и при помощи микрофона остановил возбужденных людей. По мнению главы, никто ничего лишнего на собрании не сказал и людям нечего бояться.
Может быть. И все-таки многие, выходя после собрания из клуба, высказывались совсем иначе: и кассету, дескать, надо было изъять, и больше на собрание представителей «Мельницы» не пускать. Не зря же фермер С. Бабенко просил его не снимать. А слова своим землякам он говорил проникновенные, называя все своими именами, - и почему хозяйство в долгах оказалось, и по какой причине народ в Любомировке нищим вот-вот станет.
Правда, не обошлось и без оппонентов. До этого выступал руководитель межрайонной налоговой инспекции господин Крамер. По его мнению, директору ЗАО «Гончаров-ское» чуть ли не орден вешать надо. И налоги-то он платит исправно, и суммы самые большие в районе. Хозяйство старается сохранить. Но, судя по реакции зала, речь налоговика поддержки не получила. Даже посланцы «Мельницы» начали переглядываться. Да и к чему эти разговоры, если директор «Гончаров-ского» в конце года заявление на увольнение подавал. И как будто совет директоров его просьбу удовлетворил. Но глава района уговорил господина Германа на некоторое время остаться. А вот печать ЗАО совет директоров так найти и не может.
- Ошибся я в Германе, поддерживая в свое время его кандидатуру в директоры, - признался, выступая на собрании, бывший руководитель «Гончаровского», ветеран труда
Н. Сорока. - Никогда не думал, что он интересы своих же земляков предаст, хозяйство до разорения доведет. Кто заставлял Германа деньги у «Мельницы» брать? Разве нельзя было провести уборочную своими силами, за счет своих средств? Выгодно продать зерно. На худой конец, взять кредит в банке. Не нужно забывать и о животноводстве. Оно вот-вот придет в окончательный упадок. Потому что кормопроизводством в хозяйстве никто толком не занимается. А ведь молоко и мясо - это тоже деньги.
Да, куда ни кинь - везде клин. И прав, наверное, фермер Бабенко в том, что прежде чем намечать следующее собрание, необходимо убрать все препоны. Нужно подготовиться так, чтобы комар носа не подточил. И руководствоваться не эмоциями, а законами. Но вот беда, «дозреют» ли до того, чтобы защитить себя от произвола, любомировские акционеры?
И еще. Все чиновники, выступившие в Любомировке, призывали блюсти закон, следуя его принципам, и ратовали за народ и народовластие. Вот только почему любомировцы ходят по кругу со своими проблемами уже два года и не могут добиться истины, так никто ничего и не объяснил.
Да разве только одни любомировцы. Похоже, во всех закрытых акционерных обществах области ситуация с землей такая же. Надули крестьян капитально. При этом все сделали по закону, согласно уставам (?!). Так что ничего удивительного не будет, если через год-полтора на полях ЗАО «Гончаровское» станет хозяйничать «Мельница» или какая-нибудь другая компания. Тем более с января 2007 года закон об обороте сельскохозяйственных земель в свои права вступит в полную силу. Тут не только музыкантов и телевизионщиков с «агитаторами» на собрание пригласишь, но в пору попа с милицией звать. Чтобы и сделку сразу благословить, и народ от потасовки сдержать. Время-то поджимает.
Леонид Малахов.