В апреле наступившего года исполнится год с момента введения на заводе «Омсктрансмаш» последней стадии банкротства - конкурсного производства. Такой вердикт вынес арбитражный суд на основе решения внеочередного собрания кредиторов. А «застрельщиками» подобного решения стали представители управления Федеральной налоговой службы по Омской области и малоизвестной финансовой группы «Караван звезд». Конкурсным управляющим суд назначил москвича Б. Говорова. Его главная задача законом определена так: подготовить предприятие к распродаже всего имущества, чтобы выплатить долги кредиторам. То есть ни о каком возобновлении производства голова у конкурсного управляющего болеть не должна.
Однако процесс распродажи с молотка четырежды орденоносного завода явно застопорился. И причины тому есть. Ведь это не какая-либо мастерская, а крупнейшее в стране стратегическое оборонное предприятие, на котором прежде было занято более двух десятков тысяч человек. С потерей его станут невозможными капитальный ремонт и модернизация новейших танков Т-80, состоящих на вооружении российской армии.
В центре, как показалось, в последнее время начали понимать значение подобных предприятий. Доказательство тому - эксклюзивное интервью, которое дал в канун Нового года директор Федеральной службы безопасности РФ Н. Патрушев. В нем он, в частности, привел такой взволновавший многих людей факт: «В рамках противодействия попыткам «заказного» банкротства органы безопасности выявили попытку ликвидировать уникальное предприятие - «Омский завод транспортного машиностроения» - крупнейшее специализированное стратегическое предприятие, способное в полном объеме обеспечить капитальный ремонт и модернизацию находящихся на вооружении российской армии танков Т-80». Главный чекист страны не назвал ни организации, ни лиц, пытавшихся это сделать, однако подчеркнул, что «имеются основания полагать, что подобная схема ликвидации предприятий и организаций ведущих отраслей экономики РФ стимулируется, в том числе, за счет иностранного капитала». А в итоге, добавил Н. Патрушев, «правительство РФ поручило заинтересованным органам исполнительной власти принять меры, направленные на восстановление производственной деятельности этого уникального предприятия» (имеется в виду тот же «Омсктрансмаш»).
Прогубернаторские СМИ восприняли это заявление высокого должностного лица с воодушевлением, как некий поворотный момент в судьбе обанкроченного завода. Тут же в эфир вышли бодрые сюжеты, мол, производство уже запускается, получен государственный оборонный заказ на 650 млн. рублей и т.п.
Но так ли это? Еду на завод, где наблюдаю такую сцену. В тесном полутемном коридоре профкома предприятия толпятся рабочие, а рядом в кабинете председателя профсоюзного комитета за длинным столом восседает с десяток следователей прокуратуры Ленинского округа. Оказывается, окружной прокурор возбудил-таки уголовное дело против исполнительного директора ОАО «Омсквагонзавод» М. Кофлера, входящего в состав «Омсктрансмаша». Формальный повод для этого налицо - невыплата заработной платы в течение двух и более месяцев. Следователи решили опросить чуть ли не всех 1200 работников этого предприятия, чтобы затем передать дело в суд. Недавно был посажен на два года по той же статье бывший конкурсный управляющий завода В. Харитонов, теперь пытаются привлечь к ответственности другого руководителя, ставшего заложником ситуации. Но появятся ли после этого деньги на выплату долгов по зарплате, которые в общей сумме составляют уже 110 млн. рублей? В это сегодня не верит никто на заводе.
Беседую с кадровым рабочим термического цеха Александром Даниловичем Фыренковым. Он работает на заводе с 1978 года, а в 1989 году сюда пришел его сын Олег.
- В советское время еле успевали выполнять заказы, цех работал круглосуточно. А вот с сентября 2004 года, вскоре после шумного открытия «Омсквагонзавод», куда вошел наш цех, простаивает. Правда, небольшие разовые заказы дает термистам КБ транспортного машиностроения, - говорит он. - Зарплата стала низкой - у меня до трех тысяч в месяц, да и ту выплачивают с большой задержкой. Дирекция отделывается мизерными авансами. Подавали заявления в суд, получили исполнительные листы, но толку мало. Не случайно же больше половины рабочих из цеха уволились, остались в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста.
Вернемся к интервью директора ФСБ. Многие заводчане, в отличие от бодряческой губернаторской прессы, восприняли его как очередной маневр в политической игре. Согласитесь, что это заявление главного чекиста сильно запоздало. Почему бы ему не прозвучать год назад, когда «Омсктрансмаш» находился еще в стадии внешнего управления и было больше возможности оздоровить предприятие? И ведь руководство страны хорошо осведомлено о ситуации на заводе. В профкоме мне рассказали, что только в минувшем году было отправлено несколько тревожных писем в высокие инстанции - от президента РФ и председателя правительства до руководителя Федерального агентства по промышленности. А в ответ - молчание. Лишь на днях получена копия ответа нынешнего конкурсного управляющего Говорова заместителю министра промышленной политики, транспорта и связи области Лаврентьеву, из которого ничего нового трансмашевцы не узнали. А ведь обращались они непосредственно к президенту Путину.
- Реально никаких подвижек к лучшему в истекшем году не произошло, - заявляет председатель профкома завода В. Пахоменко. - И о госзаказе в 600 с лишним миллионов рублей говорить рано, ибо пока конкретные документы получены лишь примерно на сумму в сто миллионов. Положение критическое. 12 января я присутствовал на очередном собрании кредиторов. Оно прошло впустую. Из семи рассматриваемых вопросов решение не было принято ни по одному. Исполнительный директор ГУП «Омсктрансмаш» Шумаков предложил оживить производство на предприятии, но оно было отвергнуто представителями ФНС и фирмы «Караван звезд». Они же заблокировали и другие неотложные вопросы. В любой момент можно ожидать, что прекратится подача газа, электричества в еще «живые» цеха, и завод окончательно замрет...
Невольно возникает вопрос: а почему налоговики, чиновники государственной службы выступают против государства, упорно ведут дело к распродаже, уничтожению стратегического оборонного предприятия? Вряд ли кредиторы не понимают, что вернуть свои долги они смогут лишь при условии возобновления производства на заводе, а не выбросив на улицу тысячи квалифицированных рабочих. А, может быть, их поведение можно объяснить тем, что названные кредиторы действуют «в интересах иностранного капитала», как о том намекнул в упомянутом интервью г-н Патрушев? Не укладывается в голове подобное предположение. Но если в нем есть доля истины, тогда чего же дремлют омские чекисты?..
Виктор Кузнецов.