В основу этой публикации легло исследование, проведенное Институтом социально-педагогических проблем сельской школы Российской Академии образования. Участие в нем приняли 598 директоров сельских школ из 24 регионов всех федеральных округов страны - от Дальнего Востока до Калининграда.
Можно с уверенностью утверждать: если школы работают в условиях разрушившихся сельхозпредприятий и социальной сферы, то это напрямую отражается на профессиональном и социальном самочувствии руководителей педагогических коллективов.
Деревенская школа остро нуждается в поисках дополнительных источников финансирования, развитии связей с различными структурами и организациями, способными ее поддержать.
Потребность в поисках оптимальных вариантов сотрудничества в сельском социуме обусловлена также тем, что здесь, за редким исключением, отсутствуют вузы или их филиалы, слабо представлены учреждения начального и среднего профобразования - они, как правило, сосредоточены в райцентрах. В отдаленных же поселениях на базе местных школ действуют лишь филиалы. Сеть дошкольных образовательных учреждений постоянно сокращается, они становятся малокомплектными.
Исследование четко показало, что сельская школа 2005 года очень болезненно переживает идущий процесс реструктуризации. Закрытие начальных, основных, средних малочисленных школ, изменение их статуса - то, что происходит сегодня в регионах, - негативно отражается на морально-психологическом состоянии сельского учительства. Неоднозначно она относится и к различным нововведениям в системе образования: единому государственному экзамену, профильному обучению, планируемому сокращению в 2008 году объема обязательных часов на четверть и введению вместо них факультативов. Последнее неминуемо приведет к увеличению объема платных занятий - разумеется, для тех, кто способен платить. А таких семей на селе мало. Достаточно позитивно директора сельских школ высказались только в отношении введения профильного обучения.
Поправки, внесенные Госдумой в Закон РФ «Об образовании» редакции 2004 года, сельская школа расценила как отказ федеральной государственной власти от ответственности за образование на местах. Она теперь возложена на плечи региональных и местных органов власти. Многие же педагоги убеждены, что образование - дело прежде всего государственное.
Уровень благосостояния учителя едва достигает планки выживания. Третья часть сельских педагогов вынуждена трудиться на второй работе, не считая личного подсобного хозяйства. Значительная доля их занята мелкой коммерцией - то есть торговлей, что не может не влиять на качество образования и морально-психологическое состояние учителя. В этих условиях трудно выполнять миссию «взращивания» человеческих ресурсов страны.
Современная сельская школа, в большинстве своем не имеющая минимально необходимой материально-технической базы, стала катастрофически утрачивать традиционно сильные позиции в области трудовой подготовки школьников. Подобная ситуация ведет к ощутимому снижению эффективности образования на селе, к социальной незащищенности выпускников сельской школы, развитию миграционных настроений среди молодежи.
Марина ГУРЬЯНОВА.