Внимательно прочитал в 44-м номере «Четверга» статью Натальи Руденко «От раскола к единству». И тысячу раз права журналистка, когда сожалеет, что «наш народ уже достаточно расколот» и мечтает о времени, когда «дойдет до нас, что надо заново учиться вместе возрождать свое государство. Что гражданского общества, о котором сейчас так много говорится, не сформировать поодиночке. И что не получится вернуть своей державе былое величие без объединения духовных и нравственных основ».
Но кто, скажите, подорвал и продолжает подрывать «былое величие» нашей державы? Кто порушил ее многовековое единство? Отвечу со всей определенностью: именно те нечистые на руку люди, жадные до денег и сомнительной славы, любители «светских» тусовок и телячьих восторгов перед Западом, которые спровоцировали, а потом бурно поддержали предательский беловежский сговор. Был великий Советский Союз, которым гордились все порядочные люди, а осталась куцая, слабеющая с каждым годом половинка. Был великий и сплоченный советский народ - пионер едва ли не всех прогрессивных преобразований в мире, а остались разрозненные граждане, в большинстве своем нищие, лишенные многого из того, что имели при «плохой» Советской власти. Лишенные насильственно, вопреки всенародному референдуму и всякому здравому смыслу.
Вот автор пишет, что «искусственная в общем-то идеология» (имеется в виду советская коммунистическая) «приказала долго жить» и в связи с этим праздник Октября «исчерпал себя и умер». Она хоть сама верит в это?
Сто с лишним лет назад наш крупнейший лингвист Владимир Даль записал в своем знаменитом «Словаре» такую присказку: «Доброе добрым поминают». Чем запомнилась народу Советская власть? Правом на труд, общедоступным образованием, расцветом науки и техники, тринадцатыми зарплатами, уверенностью людей в завтрашнем дне. А чем запомнятся «лихие постперестроечные годы»? Опустевшими в один миг сберкнижками, массовой безработицей, дележом и разорением госпредприятий под флагом приватизации, финансовыми пирамидами, отключениями электричества, разгулом безнравственности и лжи.
Цитирую статью: «Российские власти долго пытались чтить традиции... Сделали 7 ноября Днем примирения и согласия. Только вот никто не примирился. И даже с кем мириться - не понял». Ну до чего же точно подмечено! В самом-то деле, с кем мириться: с мерзавцем Ельциным (эпитет не мой - Жириновского), с Романом Абрамовичем, ограбившим пол-России, а чтоб хоть кому-то понравиться, пустившим несколько пачек «зелени» на обустройство Чукотки, чье население - одна тысячная федерации? А может, с Чубайсом, Зурабовым и их помощниками, поставившими миллионы людей в очередь к окошечкам своих контор?
Ну и еще пара выдержек из статьи «4 ноября - отныне День народного единства. Это исконно русский традиционный и незаслуженно затоптанный Советской властью праздник. Он был установлен на государственном уровне еще в ХVII веке. И отмечался не одно столетие с полным размахом».
Тут я что-то немного не понял. Если праздник существовал «на государственном уровне», значит, у него была конкретная дата. Но почему же тогда одни исследователи называют днем освобождения Руси от польских и шведских завоевателей 25 и 26 октября (7-8 ноября по н. ст.), а другие - 22 и 23-е? И почему о столь широком празднике мы не находим сведений в известных произведениях дореволюционных писателей? О других праздниках - сотни страниц, а об этом - практически ничего. Видимо, наши классики стеснялись вспомнить о Смутном времени и о предателях-боярах, позволивших чужеземцам грабить Русь. Из-за этого и Минина с Пожарским чествовали явно недостаточно. При Советской же власти к ним относились очень даже почтительно. Их именами были названы многие улицы наших городов, колхозы и совхозы, а про великие дела этих людей стали рассказывать в школьных и вузовских учебниках, в справочниках и энциклопедиях. Как, впрочем и про героев других сражений: с монголами, с Наполеоном, с тевтонскими рыцарями, турками, японцами и прочими вояками.
Так что касательно «незаслуженного затаптывания», то это совсем не по адресу. Я бы скорее отнес это не к советским идеологам, а к сегодняшним боярам, которые ведут себя почти так же, как те - из 1612 года. Лебезят перед чужими, раздают российские земли и воды, измываются над нашей историей и культурой, меняют названия, а потом и вовсе отменяют народные праздники.
Да кто же после этого поверит, что они хотят народного единства?
Геннадий Михеев.
г. Омск.