60-й праздник Великой Победы на горе Соколовой проходил при громадном стечении народа и фактически идеальной погоде: было тепло, но в то же время солнце скрылось за облаками, и собравшимся не пришлось стоять под его палящими лучами, как это не раз случалось в прошлые праздники Победы.
Народ шел сюда нескончаемым потоком. К главному месту празднества — вечному огню — сходились организованными колоннами и небольшими группами. Было много флагов, но тем не менее Красных знамен Победы, если не считать достаточно солидной колонны оппозиции во главе с местным отделением КПРФ, которое было буквально расцвечено Красными знаменами и транспарантами, красными галстуками и красными тюльпанами, практически не встречалось. Зато в чести был власовский треколор и синие флаги “Единой России”, той самой партии, которую фронтовики, работники тыла и другие ветераны прокляли за пресловутую монетизацию льгот и весь комплекс антинародных законов, продавленных “медвежьим” большинством Государственной думы.
Кстати сказать, присутствие пионеров в нашей колонне было замечено многими, и подавляющее большинство не только ветеранов, но и людей средних лет смотрели на них с улыбкой умиления. Некоторые не выдерживали, подходили к ребятишкам и буквально гладили их по головкам, приговаривая: “Это ж надо, пионерское движение возрождается… Спасибо вам, ребятки…”
Ровно в 10.00 вице-губернатор В.А.Будылев открыл митинг, посвященный юбилею Великой Победы. Его выступление как бы стало камертоном, по которому настраивали свои выступления следующие ораторы: в их речах словно было наложено табу на такие понятия, неотъемлемые от истории Великой Отечественной войны, как “Советский Союз”, “Коммунистическая партия”, “генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин” и “маршал Георгий Константинович Жуков”.
Правда, в выступлении В.А.Будылева прозвучало понятие “советский солдат”, а участник Великой Отечественной войны, член президиума областного совета ветеранов М.А.Кудряшов набрался духу назвать нынешний праздник Великим праздником советского народа. Но это были, пожалуй, единственные исключения. Следующие ораторы — от главного федерального инспектора по Саратовской области Р.Ш.Халикова до мэра г. Саратова Ю.Н.Аксененко и кончая депутатом Госдумы от Саратовской области В.А.Третьяком, счастливо избегли этих “мин”, “подрывающих” основы капитализма.
Только первый секретарь Саратовского обкома КПРФ, депутат Государственной думы В.Ф.Рашкин смел нарушить это табу: он отдал должное и советскому народу, и Коммунистической партии, и полководческому гению И.В.Cталина и Г.К.Жукова, и советскому социалистическому строю, который продемонстрировал свое превосходство над капитализмом. От имени сынов поколения победителей лидер саратовских коммунистов поклялся никогда не забывать той героической эпохи, тех подвигов, которые совершили наши отцы — живые и павшие.
Сходное обещание (нет, нет, не клятву, конечно) давал и Ю.Н.Аксененко, что вызвало ропот возмущения в колонне оппозиции, потому что ровно сутки назад он предал память советских воинов, умерших в госпиталях от тяжелых ран и захороненных в братской могиле на Воскресенском кладбище (см. репортаж с Воскресенского кладбища).
После окончания митинга к вечному огню была возложена гирлянда памяти, а затем все участники торжеств минутой молчания почтили память погибших воинов. Едва смолк метроном, отсчитывающий секунды молчания, от которого сердце чуть не разрывалось от сострадания к павшим, как прозвучала команда приступить к возложению живых цветов к вечному огню и монументу “Журавли”.
Когда отдали дань памяти павшим героям, на вершине мемориального ансамбля мы под аккомпанемент аккордеона пели песни Великой Отечественной войны и о войне, в чем нам очень помог песенник, изданный депутатом областной думы, секретарем обкома КПРФ О.Н.Алимовой к 60-летию Победы. С песнями и красными знаменами шли до автобусной остановки. Впрочем, и в автобусе мы продолжали петь. Народ не возражал, и многие с удовольствием подпевали нам: “Этот день Победы порохом пропах…”