Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
20 марта прошли выборы в законодательные собрания в трех регионах – Владимирской, Воронежской и Рязанской областях. Во всех трех регионах КПРФ уверенно преодолела заградительные барьеры и заняла второе (Владимирская и Рязанская области) или третье (Воронежская область) место по партийным спискам.
Усиление позиций КПРФ по сравнению с федеральными выборами произошло в двух регионах, причем по совершенно разным причинам.
Во Владимирской области КПРФ получила 20,4% голосов, лишь на 0,1% отстав от «Единой России». Для сравнения: на федеральных выборах в этом регионе КПРФ набрала существенно меньше – 13,8%.
На фланге «партии власти» во Владимирской области произошел определенный раскол, но при этом фактически санкционированный губернатором. Здесь наряду с «Единой Россией» раскручивалась Российская партия жизни: федеральное руководство партии поставило задачу хоть где-нибудь прорваться на региональных выборах и сделало ставку на Владимир. Губернатор отнесся к этому лояльно, а в местный список РПЖ вошли поддерживающие его люди. В результате «Единая Россия» снизила свой показатель с 30,4% до 20,5%, а РПЖ набрала «потерянные» главной «партией власти» 10% голосов.
Рост показателя КПРФ в Рязанской области, наоборот, в значительной мере является следствием развала элиты и слабости большинства участвующих в выборах избирательных объединений. Так, «Единая Россия» в Рязанской области не имела полной губернаторской поддержки, поскольку Г.Шпак раскручивал собственный блок. На фоне жесткой борьбы «Единой России», «Родины» и блока «За Рязанский край» КПРФ смогла удержать свой традиционный электорат и даже немного превысила показатель 2003 г: 15,15% голосов по сравнению с 13,6%. Раскол электората «партии власти» и здесь повлиял на результаты: «Единая Россия» снизила показатель с 31,7% до 22,2%, а губернаторский блок «За Рязанский край» набрал 10,1% голосов (последнее свидетельствует о крайней слабости позиций Г.Шпака).
В то же время в Воронежской области КПРФ не смогла взять в свои руки политическую инициативу. Это связано с тем, что основными, наиболее активными и ресурсно обеспеченными участниками выборов здесь стали «Единая Россия» и «Родина», которые уверенно заняли первое и второе места соответственно. За счет поляризации электорального поля и «Единая Россия» (список которой возглавил губернатор), и «Родина» превысили свои показатели 2003 г. («Единая Россия» набрала 29,1% по сравнению с 25,9% на федеральных выборах[1]). КПРФ же получила только 13,7%, снизив свой показатель по сравнению с федеральными выборами (16,3%).
Во всех трех регионах успешно выступили сравнительно новые политические объединения, придерживающиеся левопопулистских позиций и ориентированные на избирателя пенсионного возраста. Во Владимирской области эту нишу заняла Российская партия пенсионеров, которая получила 10,1% голосов. В Рязанской области примерно такой же результат – 10,7% получил блок «Социальная защита и справедливость». В Воронежской области блок «Справедливость» выступил слабее (6,4%), но также прошел в областную думу.
Довольно успешными эти выборы были и для партии «Родина», что еще раз подтверждает тенденцию к заметной дезориентации протестного электората. Успех в Воронежской области был для этой партии вопросом престижа, и в воронежские выборы были вложены максимальные средства. За счет мощной кампании, популярности в регионе Д.Рогозина и определенной административной поддержки «Родина» смогла набрать в Воронежской области 21%, даже превысив свой показатель 2003 г. (19,9%). В Рязанской области «Родина» во главе с И.Морозовым тоже пыталась сыграть на поляризации общественных предпочтений, выставляя себя главной противницей губернатора Г.Шпака. Но здесь ее ресурсы оказались более ограниченными, также как и личная популярность И.Морозова. Поэтому в Рязанской области «Родина» уступила КПРФ, набрала 13%, но превысила все-таки свой результат 2003 г. (9,6%).
Напротив, отмечается повсеместное снижение показателей ЛДПР, которая не выглядит сколько-нибудь влиятельным игроком в регионах. Хотя «запаса прочности» ЛДПР, оставшегося от федеральных выборах, в этих регионах хватило для прохождения в законодательные собрания. Лучше всего ЛДПР выступила в Рязанской (8,4%) и Владимирской (8,2%), хуже – в Воронежской (5,95%), которая является оплотом «Родины».
Еще более слабыми выглядят показатели СПС и «Яблока», потерпевших очередную неудачу на региональных выборах и тоже совершенно потерявшихся в региональных политических раскладах. Только в Рязанской области СПС с трудом преодолел пятипроцентный барьер (5,5%). Организация СПС здесь слаба, но в областном центре есть определенная традиция поддержки «демократов», которая дала о себе знать. Во Владимирской и Воронежской областях СПС и «Яблоко» выступали в блоке и везде неудачно: 3,4% во Владимирской области и 2,7% в Воронежской.
По-прежнему значительная часть избирателей голосует «против всех»: этот показатель нигде не опускался ниже 10%. Самый большой процент голосующих «против всех» был отмечен во Владимирской области. В итоге против всех высказались 17,9% избирателей. Тем же объясняется и очень низкая явка – 29,8%.
Кампании в других регионах были менее «скучными», политический спектр выглядел более полным. Но и в этих условиях «против всех» в Воронежской области проголосовали 11,9% избирателей, в Рязанской – 12,2%.
[1] Возможно, рост показателя «Единой России» в Воронежской области является результатом фальсификации, т.к. явка в этом регионе оказалась подозрительно высокой для выборов в законодательные собрания, превысив 45%.