Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Юридическое заключение на предмет отстранения Ю.Лодкина от губернаторских выборов

Отзыв


2004-12-07 00:07

на заявление Жданова А.В. о защите избирательных прав и отмене

регистрации кандидата

Требования, содержащиеся в заявлении Жданова А.В. незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

По общему правилу наступление любого вида ответственности не может быть без вины. Исключения из этого общего правила допускаются лишь о случае специально оговорки в законе, подлежащем применению при разрешении конкретного спора. В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отсутствует специальное указание на возможность применения санкций к кандидату за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него законом обязанностей по соблюдению требований избирательного законодательства без наличия вины в какой-либо форме.

Следовательно, наступление конституционно-правовой ответственности в виде отмены регистрации кандидата возможно лишь в случае установления вины кандидата за допущенные нарушения. Вменение ответственности, по нашему мнению, допускается только в случае совершения нарушений избирательного законодательства доверенными лицами кандидата либо его финансовым уполномоченным, поскольку эти лица назначены самим кандидатом для проведения мероприятий способствующих его избранию. В подтверждение такой позиции говорит обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23 и 30 июня 2004 года.

Таким образом, очевидно, что предметом доказывания по данному делу должен быть не сам факт нарушения избирательного законодательства, но и причастность Лодкина Ю.Е., его доверенных лиц либо его финансового уполномоченного к совершению указанных нарушений. Однако по пп. б, 7, 8 заявления (бесплатные музыкальные концерты, подвозка избирателей, подкуп избирателей «по поручению Лодкина Ю.Е.») заявитель не приводит каких-либо доводов в обоснование причинной связи между возможными действиями третьих лиц и Л од кипа Ю.Е. якобы причастного к этим нарушениям. Между тем согласно статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Поэтому в этой части полагаем доводы заявителей надуманными.

По существу заявленных требований считаем необходимым пояснить следующее:

1. В соответствии с пунктом 15» статьи 2 Федерального закона«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательной кампанией является деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Постановлением Брянской областной Думы от 15 сентября 2004 года N"93-1446 «О назначении выборов Губернатора Брянской области» выборы Губернатора Брянской области назначены на 5 декабря 2004 года. Указанное Постановление было официально опубликовано в газете «Брянский рабочий» 18 сентября 2004.

Кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве кандидата на    замещаемую    посредством    прямых    выборов    должность. Под избирательной кампанией кандидата понимается деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляется в период со дня выдвижением кандидата до дня представления итогового финансового отчета кандидатом а также уполномоченным им лицом, (пункты 36, 20 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

О    выдвижении    кандидата    в    соответствующую    избирательную    комиссию представляется письменное уведомление. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления о выдвижении и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункты 1,2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Анализ указанных норм избирательного законодательства позволяет сделать вывод О том, что гражданин становится кандидатом и начинает свою избирательную кампанию с момента выдвижения в качестве кандидата о чем им в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Только с этого момента гражданин приобретает права и обязанности кандидата и, соответственно, на него начинают распространяться ограничения, установленные избирательным законодательством.

Лодкин Юрий Евгеньевич представил в избирательную комиссию Брянской области уведомление о выдвижении в качестве кандидата на должность губернатора Брянской области 21 сентябри 2004 года.

Брошюра «Юрий Лодкин. 100 вопросов и ответов» была изготовлена ЗАО «Читай-город» по заказу Администрации Брянской области в соответствии с договором об оказании полиграфических услуг от 18 апреля 2004 года. Оплата услуг по данному договору состоялось 07 мая 2004 года, что подтверждается платежным поручением №618. Распространение настоящей брошюры в полном объеме до начала избирательной кампании подтверждается товарной накладной №368 от 06.05.2004 года, Распоряжением губернатора Брянской области №554-р от 01 июля 2004 года «О выдаче брошюры Ю.Е. Лодкин. Брянщина-2003, Сто вопросов и ответов» и письмом заместителя губернатора Брянской области Тулупова B.C. от 06 сентября 2004 года.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается, в частности, не оплаченное из соответствующего избирательного фонда обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе.

Указанные брошюры были обнародованы, то есть изготовлены, оплачены и распространены задолго до избирательной кампании кандидата на должность губернатора Брянской области Лодкина Юрия Евгеньевича. Ни зарегистрированный кандидат на должность губернатора Брянской области Лодкин Юрий Евгеньевич, ии его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, ни доверенные лица кандидата не распространяли сами и не давали и не могли дать поручений иным лицам или организациям по распространению указанной брошюры в период избирательной кампании,

Кроме того, выпуск один раз в год брошюр такого типа является обычной практикой Администрации Брянской области. Например, в 2003 году по заказу Администрации Брянской области был осуществлен выпуск брошюры «Ю.Е. Лодкин. Бряншина-2002. Сто вопросов и ответов», что подтверждается, договором об оказании полиграфических услуг от 19 марта 2003 года, счетом-фактурой №0000267 от 22 апреля 2003 года, платежным поручением №752 от 30 апреля 2003 года.

2.           В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, избирательный блок, оплачиваемая из средств Избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединении, избирательных блоков, запрещается.

Вместе с тем, указанным Федеральным законом предусмотрены исключения из данного правила. Так, согласно пункту 2 статьи 50 зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки не вправе использовать предоставленные им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения, избирательные блоки. Исключение составляет проведение предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением, избирательным блоком, а также избирательным объединением, избмратвльиым блоком, выдвинувшими этих кандидатов, в отнош ей ии зарегистрированных кандидата ц. выдвинутых этим же избирательным объединением, избирательным блоком.

Зарегистрированный кандидат на должность губернатора Брянской области Лодкин Юрий Евгеньевич выдвинут в качестве кандидата на указанную должность избирательным блоком «КПРФ, АГРАРНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ - ЗА ПОБЕДУ!», Кроме того, Лодкин Юрий Евгеньевич возглавляет зарегистрированный избирательной комиссией областной список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы от данного избирательного блока.

При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что при выпуске и распространении агитационного печатного материала «ЗЕМЛЯКИ! ОДНОСЕЛЬЧАНЕ!», оплаченном из избирательного фонда избирательного блока «КПРФ, АГРАРНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ - ЗА ПОБЕДУ!» нарушены нормы действующего избирательного законодательства: пункта 5 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку данная норма запрещает изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Кроме того, в соответствии с договором на изготовление агитационных печатных материалов, заключенным 15 ноября 2004 года избирательным блоком «КПРФ, АГРАРНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ - ЗА ПОБЕДУ!» с ЗАО «Издательство "Читай - город"», а также счетом к нему №782 от 15 ноября 2004 года и счетом-фактурой №00001995 от J9 ноября 2004 года и товарной накладной №1005 от 19,11.2004 года стоимость изготовления указанных листовок составляет 53 500 рублей, а не 150 000 рублей, как это необоснованно утверждает заявитель.

3. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 статьи статья 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению с_ служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов.

Как указал заявитель, встреча зарегистрированного кандидата на должность губернатора Брянской области Лодкина Юрия Евгеньевича с избирателями в городе Клинцы Брянской области состоялась 13.11.2004 года, то есть в субботу. На указанной встрече, проведенной по мнению заявителя в рабочее время, к предвыборной агитации Лодкина Ю.Е. якобы незаконно был привлечен начальник департамента здравоохранения Брянской области Фетисова С.Н.

В соответствии со статьей  111  Трудового кодекса Российской Федерации  всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Согласно   пункту   3.1.   правил   внутреннего   трудового  распорядка  департамента здравоохранения Брянской области, утвержденными директором данного департамента по согласованию с председателем профсоюзного комитета 06.10.2004 года, в департаменте здравоохранения установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями -суббота и воскресенье.

Кроме того, пунктом 5 трудового договора, закл!оченного Администрацией Брянской области с директором департамента здравоохранения Брянской области Фетисовым Сергеем Николаевичем 05 января 2004 года предусмотрена пятидневная рабочая неделя с выходными днями субботой и воскресеньем.

Более этого, в период с 10 по 19 ноября Фетисов Сергей Николаевич находился в отпуске, что подтверждается Распоряжением временно исполняющего обязанности Губернатора Брянской области Родоманова В.Ф, от 10 ноября 2004 года ЛУ780-ркв «О предоставлении дней без сохранения заработной платы Фетисову С.Н.».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерация» запрещается проводить предвыборную агитацию лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российский Федерации граждане российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право каждого гражданина обеспечено положениями пункте 1 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» который устанавливает, что граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать однозначный вывод о том, что избирательное законодательство не было нарушено не только зарегистрированным кандидатом на должность губернатора Брянской области Лодкиным Ю.Е,, по и директором департамента здравоохранения Брянской области Фетисовым С.Н., поскольку день 13 ноября 2004 года (суббота) не входит в служебное время последнего и,соответственно, он имел  полное  право  проводить  предвыборную  агитацию  в  соответствии  со  своими убеждениями.

4. 13 ноября 2004 года в Клинцах в Доме Культуры «Современник» с 15 до 17 часов, 14 ноября 2004 года в Злынке в Доме Культуры с 15 до 17 часов, 15 ноября 2004 года в Дворце Культуры ЕМЗ с 17 до 19 часов, 16 ноября 2004 года в Жукошсе в Доме Культуры с 17 до 19 часов, 17 ноября 2004 года в Карачеве в Доме Культуры с 16 по 17 часов проходили встречи зарегистрированного кандидата на должность губернатора Брянской области Лодкина Ю.Е. с избирателями. На указанных встречах с избирателями, а равно и на других встречах Лодкина Ю.Е. никаких концертов не проводилось.


В связи с рассмотрением данного гражданского дела представителем Лодюша Ю.Е.по доверенности Мазуревским К.С. 26 ноября 2004 года был сделан запрос в управлениекультуры Брянской области, относительно проведения им каких-либо концертов. В ответена данный запрос исх. №0121/788 от 26.11.2004 года начальник управления культурыбрянской области Макаров В.А. сообщает, что данным управлением на основании приказаMOM1/3931 от 01.10.2004 года «О проведении итоговых мероприятии областногофестиваля-конкурса народного творчества "Салют Победы", посвященного 60-летию образования Брянской областии 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» проводятся выездные концерты народных творческих коллективов и дс гсяк коллективов-лауреатов фестиваля согласно графику, являющемуся приложением к да™ приказу. Данное мероприятие является Пановым, проводится для жителей области на безмездной основе, вход на концерты осуществляется свободно Проведение подобных концертов является обычной практикой управления культуры Брянской области и никакого отношения к выборам не имеет.

5.               Предметом   требования   по   настоящему   заявлению   является      отмена регистрации кандидата Лодкина Ю.Е. В соответствии с подпунктом «а» п. 5 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гараждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации.

Основанием для отказа в регистрации кандидату в соответствии с пунктом 26 статьи 38 указанного Федерального закона может быть отсутствие у кандидата пассивного избирательного права (в том числе возможности быть избранным на эту должность в третий раз).

Согласно подпункта 1 пункты 2 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вновь открывшимися являются обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. Заявляемое основание не является для заявителя вновь открывшимся. Лодкин Ю.Е. представил в избирательную комиссию документы для выдвижения 21.09.2004 года. Зарегистрирован в качестве кандидата 28.10.2004 года При этом в своём заявлении о согласии баллотироваться он указал, что является губернатором. Заявитель имел возможность ознакомления с эти документами с 30.09.2004 года с момента выдвижения). Кроме того, следует отметить, что порядок исчисления сроков занятия должности действующим губернатором определен Законом Брянской области «Об Уставе Брянской области» от 30.07.2003 № 43-3 (в ред. От 03.08.2004 № 44-3). Этот закон опубликован для всеобщего сведения. Таким образом, можно с достоверностью утверждать, что наличие либо отсутствие у Лодкина Ю.Е. пассивного избирательногоправа, связанного с занятием им определённой должности два срока подряд, считать фактом, который не мог быть известен заявителю. Заявитель имел возможность обжаловать решение о регистрации Лодкина Ю.Е. в качестве кандидата в установленный 10-дневный срок. Однако он этим право не воспользовался. Срок для обжалования решения о регистрации является пресекательным и восстановлению не подлежит.


Таким     образом,    на    основании    вышеизложенного полагаем, что в удовлетворении данного заявления необходимо отказать.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.