Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Депутаты Госдумы решили еще более ужесточить скандально известный закон об экстремизме. Согласно поправкам, поступившим в Думу, предлагается увеличить наказания за экстремизм и карать тюрьмой за публичные выступления в его защиту. Данная норма может быть распространена на любую оппозиционную деятельность.
Группа депутатов Госдумы, представляющих различные фракции, за исключением КПРФ, предлагает ужесточить наказание за массовые беспорядки и хулиганство, совершенные по экстремистским мотивам, а также ввести уголовную ответственность за оправдание экстремистской деятельности. ![]()
В четверг в нижней палате парламента был официально зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Речь идет о поправках в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, в Административный кодекс и в закон «О противодействии терроризму».
В частности, депутаты предлагают установить более длительные сроки наказания – в виде лишения свободы от 6 до 12 лет – за массовые беспорядки, «совершенные по мотиву идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, равно по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Предусмотренный сегодня максимум – 10 лет. Хулиганство, совершенное по этим же мотивам, может обернуться лишением свободы от 2 до 6 лет (сейчас предельный срок 5 лет); если же был сговор или хулиганила организованная группа, «вилка» может составить от 3 до 8 лет. ![]()
В соответствии с законопроектом ужесточается ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры по экстремистским мотивам. Виновный в этих деяниях может лишиться свободы на срок от 3 до 6 лет, а если пострадают особо ценные объекты, то и до 8 лет.
Кроме того, название статьи 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» дополняется уточнением «и публичное оправдание такой деятельности». Это самая драконовская норма нового проекта.
Инициаторы законопроекта предлагают вдвое увеличить максимальное наказание за публичные призывы к экстремистской деятельности – с 3 до 6 лет. Здесь же поясняется, что «под публичным оправданием понимается публичное заявление о признании экстремистской деятельности правильной, нуждающейся в поддержке и подражании». ![]()
Можно констатировать, что предлагаемые поправки заметно ужесточают закон об экстремизме, который и раньше вызывал множество нареканий. Российская оппозиция предполагала, что он будет использоваться не столько для борьбы с политическими маргиналами и радикалами, сколько для ужесточения давления на легальных оппозиционеров, например, из состава коалиции «Другая Россия», которая нередко проводит антикремлевские уличные акции. ![]()
Как уже писала «Газета.Ru», в июле 2006 года Госдума утвердила новую редакцию понятия «экстремизм», значительно расширив его толкование. Новым стало, в частности, то, что экстремизмом теперь считается публичная клевета в отношении должностных лиц, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, создание и распространение материалов экстремистского содержания, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и сходных с этой атрибутикой символов. Уже тогда авторы законопроекта предлагали одновременно с расширением толкования «экстремизма» также ужесточить наказание за его оправдание, однако тогда из-за общественного резонанса эта норма была исключена. ![]()
Еще один антиэкстремистский закон 2006 года запретил участвовать в выборах политикам, допустившим экстремистские высказывания. В том же русле борьбы с уличными выступлениями шел и со скандалом внесенный в конце прошлого года законопроект о запрете митингов за 2 недели до и после выборов. Под потоком критики инициаторы были вынуждены его отозвать.
Вообще, весь прошлый год и начало нынешнего проходят под знаком ужесточения именно антиэкстремистских законов, что эксперты и политики-либералы напрямую связывают с «закручиванием гаек» перед выборами Госдумы и президента.
Вся «антиэкстремистская» кампания имела четкий сценарий. Появлению первых ужесточающих поправок предшествовало опубликование в государственных СМИ открытого письма за подписью 14 российских губернаторов, в котором они просили законодателей запретить путь во власть «экстремистам», открыто назвав фамилии лидера НБП Эдуарда Лимонова, бывшего лидера «Родины» Дмитрия Рогозина, живущих в эмиграции бизнесменов Бориса Березовского и Леонида Невзлина. Сами вносившиеся поправки, судя по всему, имеют явно кремлевское происхождение. Во всяком случае, практика внесения таких проектов членами всех фракций, кроме единственной оппозиционной – КПРФ, говорит именно об этом.