Насквозь промороженным днем 29 октября у памятника К. Марксу на Театральной площади в Москве прошел митинг против реформы ЖКХ, которая в рамках национального проекта должна привести тысячи людей к потере «дома своего».
Организовано сие событие было Товариществом самозащиты прав москвичей, Комитетом защиты прав граждан, Институтом "Коллективное Действие" при поддержке Левого Фронта. В рядах участников были замечены самые разнообразные левые объединения, например, СД >ВПЕРЕД>>, АКМ, АД, Движение Общежитий Москвы и Московской области (ДОМ), рабочая группа по ЖКХ при Левом Фронте и другие. Наблюдалась фоновая активность нескольких мелких группировок.
Мотивом организации митинга (одного из многих, прошедших по всей стране) послужил новый виток социальных реформ, призванный снять с государства всю ответственность за жилищные условия населения (например, отказ от обязательств по капитальному ремонту) путем ведения 100%-й оплаты жилищно-коммунальных услуг вплоть до ликвидации льгот для пенсионеров и инвалидов. При этом данная полная плата не останется на прежнем уровне, а будет постоянно расти, отнюдь не гарантируя повышения качества услуг, - скорее, наоборот. Кроме того, в полном соответствии с принципами нового Жилищного кодекса, продолжится, и так донельзя облегченная, приватизация частными компаниями структур жилищного хозяйства, таких как водопровод и газопровод, за пользование которыми потребуется плата уж никак не по государственным тарифам. А «верхи» благополучно умоют руки - мы вам ничего не должны! - и будут грести прибыли.
Кстати, что касается получения дохода, - здесь нет предела их сообразительности: как вы думаете, зачем в городе столько свободного места во дворах и парках? Чтобы там дети и пенсионеры отдыхали или чтобы атмосферу в городе хоть чуть-чуть почистить? Как бы не так. Все это убыточное пространство предназначено под строительство новых элитных жилых комплексов, казино, залов игровых автоматов и химлабораторий массового питания. Несложно догадаться, что вряд ли навар со всех этих заведений пойдет на новое озеленение, ремонт домов или строительство «социального жилья». А если вы не готовы платить или считаете, что с вами поступают несправедливо – власть укажет выход – точнее, укажет на дверь нынешним жильцам неприватизированных квартир и общежитий. И это не предположение, а реально действующая система.
Точнее, «Система» – к ее разрушению не раз призывали с импровизированной трибуны. Много говорили о том, что все плохо. Что нельзя так больше. Что надо вместе. Что…
Со стороны аудитории – доверчивые взгляды, согласные кивки, периодические аплодисменты. Но чем дальше – тем сильнее казалось, что все участники митинга играют очень привычные роли. Привычно машут флагами и соглашаются с ораторами. Привычно собирают всю листовочную и газетную продукцию. Привычно расходятся с чувством, что что-то сделано. Общая атмосфера митинга ярко иллюстрировалась непрестанно зевающими сотрудниками конной милиции, вяло объезжавшими обледенелую площадь – им было прекрасно известно, что ничем это сборище не кончится. Да оно и не могло завершиться чем-то по-настоящему действенным – если люди, собирающие митинг, заранее декларируют «тематическую разобщенность, немногочисленность и правовую неподготовленность членов протестных групп», сомнительна дальнейшая эффективность их «совместной протестной деятельности».
Кроме данного самокритичного заявления в проекте резолюции упоминалась необходимость требований отмены действующего Жилищного кодекса, признания долгов государства перед населением в плане недофинансирования сферы ЖКХ, прекращения выселений малоимущих граждан в «гетто для нищих» в полуразвалившиеся строения, обеспечения юридических возможностей самоуправления и гражданского контроля в ЖКХ, особенно в финансовом аспекте. Само собой, в документе были обозначены такие вещи как отмена налога на добавленную стоимость и «застройного уплотнения», реализация конституционных прав населения и т.д. Но, увы, даже не вызвали удивления такие противоречия в документе как начальное утверждение того, что сфера ЖКХ не является сферой коммерческой деятельности, а потом – странное требование «обеспечения равных условий для всех участников жилищно-коммунального рынка». Судя по логически рассогласованным формулировкам резолюции, широкого обсуждения ее не проводилось.
Те, кто стоял ближе к трибуне, проголосовали за принятие именно такой полусырой концепции единогласно, а остальные просто не услышали или не придали значения принимаемому документу – что в принципе доказывает идейную неготовность и полное отсутствие установок на реальную работу за пределами Площади Революции. Одно то, какой восторг вызвало у собравшихся решение включить в документ, который они планируют подать в Государственную Думу РФ, правительство РФ, администрацию президента РФ, Московскую городскую думу и правительство Москвы, пункт о решении жилищных проблем семьи Лазаревых (которую вытравили из занимаемой квартиры газом «черемуха» вместе с детьми на улицу, где они до сих пор живут в палатках). Сложно оспаривать серьезность ситуации – но это все-таки частный уровень работы – общая задача протестного движения, как мне кажется, состоит в создании таких социальных условий, в которых появление подобных лазаревых станет невозможным.
Становится понятным, что для большинства пришедших на митинг это собрание со всеми принятыми решениями – способ самовыразиться, показать друзьям и соперникам, что они принимают во всем самое активное участие. Некоторые не остались и до середины – по некому секретному сигналу часть собравшихся дружно покинула площадь, унося многочисленные яркие знамена и, очевидно, почасовую зарплату. Выступления, как и следовало ожидать, строились по одной и той же модели – сказать, что все плохо и что надо делать лучше – правда непонятно, как (но об этом обычно умалчивалось). Выделилось обращение белорусского лидера Красной молодежи, предложившего прислать юридически и практически грамотное подкрепление «если понадобится отбивать свои жилища».
Словом, все правила «ритуальных плясок» левого фланга были соблюдены – включая наличие «городских сумасшедших» с литературой про замаскированных евреев. Важным считаю то, что пока левое движение не вышло на новый виток развития, надо умудряться максимально извлекать пользу из существующих порядков – из общей неопределенной массы полусоратников надо уметь извлекать действительно полезные контакты с другими группами и начать сотрудничать, а не конкурировать за аудиторию. Что пока удается далеко не всем – слишком легко скатиться на рассуждательство и уйти от программы конкретных действий, не говоря уж о структурировании долгосрочной совместной работы. Иначе единственной формой выражения протеста для нас останутся (если останутся) такие вот вялотекущие мероприятия вроде сегодняшнего заиндевелого столпотворения.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.