Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

"Правозащитная вахта" о пытках и "фильтрации" в России

Открытое обращение к членам Общественной палаты Российской Федерации участников Движения борьбы с пытками, зачистками и фильтрациями "Россия избитая" и Правозащитной вахты против произвола правоохранительных и силовых структур, пыток и избиений, издания антиконституционных приказов"

11 Октября 2005, 14:26

Началось формирование Общественной палаты Российской Федерации. Общественная палата призвана представлять широкий спектр социальных и интеллектуальных направлений. Мы убеждены, что в первую очередь члены Палаты должны обратиться к такой важнейшей теме, как пыточная практика следствия, массовые избиения, издевательства и циничные унижения, творимые сотрудниками правоохранительных органов.

Начиная с избиений участников митинга в Элисте во время событий 20-22 сентября 2004 года, по нашей стране прокатывается волна "зачисток", официально называемых "профилактическими мероприятиями". Милиционеры и бойцы ОМОН хватали людей прямо на улицах, в кафе, на дискотеках… и били, калечили, издевались. Жертвами стали мужчины и женщины, старики и подростки. Трагедия избитого башкирского города Благовещенск, которая началась во Всемирный день прав человека, 10 декабря 2004 года, поразило страну.

Затем, хоть уже и в меньшем масштабе, подобные "акции" продолжились в 2005 году. В марте - сразу: Красноярск, в Тверской области - город Бежецк и село Рождественно. В Нефтеюганске в конце марта милиция избивала и калечила целую группу предпринимателей.

В июне настала очередь ставропольского села Ивановское и чеченской станицы Бороздиновская… В июле - избиения в Рассказово Тамбовской области. В конце июня - начале июля кровавые дни и ночи льговской колонии. В результате льговской драмы наша страна и весь мир узнали о практике систематических избиения и пыток в местах заключений.

Одна из важнейших причин произвола в "закрытых" учреждениях - задержка с принятием федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности". Уже два года принятый в первом чтении законопроект пылится в Госдуме.

Многие тысячи заключенных находятся в тюрьмах и колониях без вины. Не выдержав пыток и истязаний, люди, особенно молодые, подписывают признания в преступлениях, которые они не совершали. Все попытки отказаться от этих самооговоров судом не принимаются и "пыточные протоколы" ложатся в основу огромного числа приговоров.

И это происходит почти через четверть тысячелетия после отмены в России пыточного следствия в 1762 году!

В регионах Северного Кавказа пытки и зачистки стали рутиной. В результате быстро растет отчуждение народа от власти, которая выглядит как бесчеловечная и не способная обеспечить справедливость и закон.

Как скоро выяснилось, "профилактические" незаконные массовые задержания, избиения и унижения носили характер "коллективного наказания": для острастки, чтобы отомстить за реальные и вымышленные обиды, чтобы припугнуть… Но коллективные наказания мирного населения строжайше запрещены даже в отношении населения враждебного государства во время войны - 4-ая Женевская конвенция 1949 года.

Самое поразительное вскрылось во время следствия в отношении сотрудников милиции по событиям в Благовещенске. Оказалось, что существуют неопубликованные, что уже является вызывающим нарушением Российской Конституции (часть 3 статьи 15), приказы МВД РФ, предусматривающие создание "фильтрационных пунктов" и другие различные варианты нарушений и ограничений прав и свобод граждан в так называемых "чрезвычайных обстоятельствах" - вплоть до применения оружия для "уничтожения бандитов".

Речь идет о приказах МВД России № 174 и главное - № 870 (от 10 сентября 2002 года) и о Приложении №1 к нему под названием "Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах". Оба приказа имеют гриф "ДСП" (для служебного пользования), хотя такой формы засекречивания не предусмотрено российским законодательством.

Мы обращаем ваше внимание на то, что российское законодательство не предусматривает создания никаких "фильтрационных пунктов"!

Само существование этих незаконно засекреченных приказов стало источником появления новых антиконституционных решений. Об этом свидетельствует издание 13 февраля 2004 года (за 10 месяцев до событий) начальником Благовещенского ГРОВД полковником милиции Бикбулатовым (в качестве руководителя оперативного штаба ОВД г. Благовещенска и Благовещенского р-на) решения №57/2: "Содержание "На проведение силовых мероприятий в целях пресечения массовых беспорядков". Это решение описывает силовые мероприятия по пресечению гипотетического штурма толпой здания городской администрации с целью "расправы с лицами администрации" и расписывает полноценную войсковую операцию.

Пункт 5 Решения предусматривает "уничтожение преступников" штурмовой группой. Необходимо отметить, что все приказывается без объявления чрезвычайного положения, без судебного признания преступниками, без уточнения - что считать сопротивлением. Таким образом, местный милицейский чин "дает добро" на расстрел безоружных граждан, вся возможная вина которых заключается лишь в том, что они не разошлись по первому приказу представителей властей.

Выясняется страшная картина целой системы секретных нормативных актов, разрешающих самое беззастенчивое нарушение конституционных прав и свобод наших граждан.

Мы призываем вас - остановите волну зачисток российских городов и сел, садистскую практику фильтраций, во всеуслышание поставьте вопрос о пыточном следствии, невиданном со времен сталинских репрессий.

Общественная палата Российской Федерации должна выполнить наказ общества, бесправного, избиваемого и пытаемого. Государственное насилие и произвол против граждан должны быть в центре внимания общества.

Если после сталинских репрессий, дважды резко осужденных нашим государством, были созданы специальные комиссии по пересмотру дел, то, тем более, сейчас, когда с помощью пыточного следствия идет поточная фальсификация уголовных дел, необходимо создать полномочные комиссии по пересмотру дел, основанных на вынужденных самооговорах.

Мы считаем принципиально важным, чтобы от имени Общественной палаты был публично поставлен вопрос об отмене, как противоречащих конституционному праву и международно-правовым обязательствам нашей страны, всех неопубликованных ведомственных актов, которые санкционируют создание незаконных центров задержания и дознания (так называемые "фильтрационные пункты"), интернирование граждан и применение силы, в том числе на поражение, иные нарушения и ограничения прав и свобод граждан.

Должен также быть поставлен неразрывно связанный с этим вопрос о запрете применения любых неустановленных законом грифов о неразглашении, вроде "для служебного пользования" (ДСП).

На местах очень часто отмечается полное взаимопонимание между административными, правоохранительными и надзорными органами, которое блокирует расследования даже самых грубых и массовых нарушений прав человека.

Идет давление на пострадавших (и слабо завуалированный подкуп, и прямое запугивание). Их вынуждают забирать заявления, поданные в милицию, в прокуратуру, даже в Европейский Суд по правам человека, заявления. Создается атмосфера бесправия и круговой поруки. Народ теряет веру в правосудие, в возможность защитить свои права.

Мы призываем Общественную палату потребовать, чтобы следствие по фактам "фильтраций" и иных случаев "коллективных наказаний" велось силами бригад Генеральной прокуратуры. Каждый факт беззакония, пыток и коллективных наказаний со стороны правоохранительных органов должен неукоснительно завершаться возбуждением уголовных дел и доведением их до суда.

Мы призываем вас поставить вопрос о персональной ответственности за происходившие "коллективные наказания" министра внутренних дел Рашида Нургалиева, начальника Федеральной службы исполнения наказания Юрия Калинина и начальника Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков Виктора Черкесова.

Вероника Шахова, координатор Движения "Россия избитая" (Благовещенск);

Татьяна Рудакова, Межрегиональная организация "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных" (Краснодар);

Наталья Манджиева, секретарь Исполкома Чрезвычайного съезда народов Калмыкии (Элиста);

Владимир Шаклеин, Уральский межрегиональный правозащитный центр (Екатеринбург);

Лидия Рыбина, Тамбовский правозащитный центр

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.