Власть в Саратовской облдуме захватили "единороссы”
Ольга Аалимова, депутат Саратовской областной думы
29 Апреля 2005, 10:24
Последнее, 37-е заседание областной думы можно назвать “историческим” сразу по двум основаниям: во-первых, и это, разумеется, главное, на нем была завершена “медвежья революция”, в результате которой все руководящие кресла заняли исключительно “единороссы”, во-вторых, оно было самым протяженным по времени: депутаты “в упор” заседали почти 6 часов.
Не претендуя на исчерпывающее изложение всех перипетий этого заседания, остановлюсь на нескольких “узловых” моментах.
Начну с утверждения трех кандидатур, предложенных губернатором П. Л. Ипатовым, а именно: кандидатуры Виктора Будылева — на должность вице-губернатора, Александра Ларионова — на должность министра финансов и Наталии Старшовой — на должность заместителя председателя правительства по социальным вопросам.
По первым двум кандидатурам вопросов не было, несколько вопросов было обращено лишь к Старшовой. Их задавали Алексей Полещиков, Людмила Савочкина и автор этих строк. Меня, например, интересовало: намерена зампред заниматься вопросом школьного питания, отстаивать “опекунские” пособия, здание художественной школы в центре города, на которое “положили глаз” алчные прихватизаторы, будет ли она выбивать деньги на ремонт и оснащение ГЦНК, по сути, единственного культурного центра Саратова.
Получив на все вопросы утвердительные ответы, я присоединилась к голосующим “за”. В итоге всех трех кандидатов утвердили единогласно. На всю эту процедуру ушло не более 15 минут, и создалось впечатление, будто депутаты вняли призыву новоиспеченного председателя областной думы Павла Большеданова “работать весело и энергично”. Но не тут-то было: уже следующий вопрос — жилищный — вызвал бурные дебаты.
В частности, проект закона о предоставлении жилых помещений в Саратовской области. Проект абсолютно сырой, в ходе обсуждения в нем выявлено немало “прорех”. Например, меня просто оторопь взяла от перечня документов, которые претендент на получение жилья обязан представить. Если суммировать все расходы, связанные с приобретением документов, и к ним добавить еще немного денег, то на эти средства можно самому купить квартиру. Потом, никто не дает гарантию, что того или иного нуждающегося непременно поставят на очередь после того, как он соберет эти документы. Комиссия должна определить: малоимущий он или нет. Вот если у него яхты нет, тогда его можно считать малоимущим, а если, положим, дама приходит в шубе за 20 тысяч долларов, и у нее этих шуб с десяток, но приносит она из “Мехов Елены” справку о зарплате на уровне минималки, то она, без всякого сомнения, будет признана малоимущей.
Притом дом можно сдать с недоделками. Получивший квартиру обязан в течение 10 дней заключить договор о социальном найме. Если он не уложился в этот срок, квартиру получит другой. За ошибки проектирования — дом рухнул, например, тоже несет ответственность квартиросъемщик. Это его личная беда, и нет никакой гарантии, что он получит квартиру повторно. Или, скажем, такая ситуация: очередник по причине обвала дома соглашается на меньшую площадь, чем ему положено, но он тут же снимается с очереди.
И таких вопросов много, порядка 20. Леонид Писной, разработчик законопроекта, в сердцах заметил: “Вечно вы, Ольга Николаевна и ваша партия мешаете. Закон надо принимать, иначе мы 9 мая не выдадим квартиры ветеранам. И вообще, коммунисты напринимали такие законы, что субсидии невозможно выплатить. А мы стараемся решить вопрос по субсидиям. И вообще нечего здесь распинаться. Вы только на площадях привыкли орать…”
Я парировала этот выпад тем, что напомнила ему, что коммунисты просто строили. Нищих не разводили, и не было необходимости выплачивать субсидии. Это породила ваша партия власти. Писной продолжал “давить”: дескать, закон надо принимать, иначе нам не дадут федеральных денег. Но как его принимать, если в нем масса несуразностей? И все-таки закон был продавлен: “за” проголосовали 18 человек из 31 присутствующего. Против голосовали: я, Владимир Чуриков и Алексей Полещиков, воздержались Зинаида Самсонова, Людмила Савочкина, Александр Соловьев, Николай Чукалин, Владимир Пожаров.
Немало претензий было предъявлено к другому проекту Писного — к закону об областных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг. Не касаясь деталей спора, обращу внимание на такой парадокс: в том предыдущем законе, где определяется, кто имеет право на субсидии, нормативы жилья завышаются, чтобы меньшее число людей могло претендовать на субсидии, а в последнем проекте закона эти нормы занижаются с той же целью — чтобы можно было представляьб меньшую площадь жилья очередникам на получение квартиры.
Кроме того, в последнем проекте “многодетной семьей” признается семья не с 3-мя, а с 5-ю детьми, перечень необходимых документов завершается “и т. п.”. Это “тому подобное” каждое муниципальное образование может трактовать по-своему и составлять любой перечень документов.
Против этого закона голосовали: я, Самсонова и Пожаров. 24 депутата голосовали “за”.
Достаточно быстро “проскочили” несколько последующих вопросов, пока не споткнулись на вопросе назначения даты выборов в Ершовском и Дергачевском округах, где выбыли депутаты. Было предложено провести их 24 июля. Никакие увещевания — экономить бюджетных 800 тыс. рублей за счет совмещения их с выборами в органы местного самоуправления, учесть, что будет уборочная страда, дать учителям и врачам, которые составляют основу избирательных комиссий, отдохнуть — ничто не помогло. И этот вопрос 18-ю голосами был решен так, как запланировали “медведи”.
Когда начали решать вопрос об изменении структуры областной думы, Самсонова задала председателю думы Павлу Большеданову вполне естественный вопрос: чем вызвано изменение структуры? Однако сколь-нибудь вразумительного ответа от председателя она не получила. “Выручил” его активнейший “единоросс” Василий Синичкин: “У депутатов есть права вносить изменения, так что давайте обсуждать, а не выяснять, зачем изменения нужны. А вам лично я позже все объясню, не хочу при всех”.
Чуриков не выдержал и раскрыл секрет полишинеля: “Я вам объясню, зачем это нужно. Не устраивает работа Чурикова, Полещикова, отдельных депутатов, которые имеют свою точку зрения. Партия “Единая Россия” победила, и “единороссам” дано указание: эти “свои” должны занять все командные посты. Мы за посты не боремся. Занимайте. Несите ответственность”.
Затем нам представили новую структуру: 2 заместителя председателя (один — председатель комитета по жилищно-коммунальной политике и он же — заместитель председателя, второй — просто заместитель, он же руководитель контрольной комиссии) и еще 4 комитета: аграрный, госстроительства, социальной и бюджетной политики.
Далее проголосовали за изменение структуры, досрочное сложение по этой причине полномочий с Полещикова, Чурикова, Писного и Чернобука (все, конечно, понимали, что последние будут восстановлены в своих правах) и приступили к выдвижению кандидатов.
Здесь депутаты позволили себе немного порезвиться, последовательно выдвигая Синичкина на должности руководителя всех комитетов, несмотря на его отнекиванье, самоотводы, просьбу не выдвигать, поскольку его скоро заберут в федеральные структуры…
В конце концов всех людей, выдвинутых “единороссами”, занесли в бюллетени для голосования. Результаты голосования:
Заместитель председателя облдумы, председатель комитета по индустриальной и жилищно-коммунальной политике Леонид Писной: 19 голосовали “за”, 10 — против; заместитель председателя облдумы, руководитель контрольной комиссии — Вячеслав Мальцев — 21 “за”, председатель комитета по аграрной политике Николай Чернобук — 23; председатель комитета по социальной политике Владимир Титаев — 22; председатель бюджетного комитета Владимир Капкаев — 21.
Едва “выборы” завершились, я громко объявила, что нужно припустить флаги в областной думе, потому что произошел расстрел инакомыслия, оппозиции и профессионалов.