Барнаульский комсомол открыл очередной учебно-тренировочный летний походный сезон
27 Апреля 2005, 22:54
В ночь с 15 на 16 апреля 2005 года Барнаульский комсомол открыл очередной учебно-тренировочный летний походный сезон. Задачи, которые ставились перед участниками похода, были традиционны и состояли в следующем:
- овладение навыками ориентирования на незнакомой местности в ночное время суток;
- преодоление лесостепных участков, лесных массивов, водных преград в условиях ранней весны и распутицы;
- индивидуальная командирская подготовка;
- сплочение коллектива;
- проверка новых членов и сочувствующих в экстремальных условиях;
- физическое и психологическое закаливание;
Для достижения поставленных целей был выбран комбинированный маршрут, который включал в себя проезд пригородным поездом до места высадки, затем пешая часть маршрута, протяженностью 10 -15 км. (из них 6 - 8 км полем, 4 -7 км через лесной массив), базирование ночью на реке р. Барнаулке, организация лагеря, затем приготовление пищи, отдых. Предполагалось, что первая часть закончится к 3.00 16 апреля.
С 8.00 следующего дня должен был начаться сплав по реке, заканчивающийся в темное время суток, разбивка лагеря, отдых и утром 17 апреля - выход на ж.д. станцию или автотрассу (в зависимости от места высадки на берег), возвращение в город. Вот такой был красивый план. Но, как гласит старинная русская пословица, <гладко было на бумаге - да забыли про овраги>.
Во-первых, выяснилось, что назначенный командиром группы молодой комсомолец Мккс, имеющий первоначальную туристическую подготовку и даже более того - участник соревнований по этому виду спорта, совершенно не умеет пользоваться картой и компасом. Будучи недавним деревенским жителем, он в целом правильно выдерживал приблизительное направление, но оказался совершенно не готов к тому, что ночью, в условиях идущего мокрого снега с дождем и болотистой местности (кстати, участок дороги, выбранный для движения, действительно в этом отношении уникальный - на многие десятки километров - это единственное заболоченное место) - общего направления совершенно недостаточно. Выходить нужно было в строго определенный участок ленточного бора, в котором начиналась необходимая нам дорога.
Пока еще было светло - группа продвигалась достаточно успешно, но после наступления ночи и переправы через пару-тройку ручьев и неведомо откуда взявшихся речушек, дорога была окончательно утеряна. К этому моменту выяснилось, что обувь большей части комсомольцев совершенно не держит воду, а на вид такая ровная и приветливая пашня почти непроходима и имеет консистенцию густого бетона со всеми вытекающими последствиями.
На предлагаемом снимке запечатлен Серега А., который на кажущимся ровном месте застрял наглухо и был вытащен только при помощи Василия- вездехода.
Почему вездехода? Собираясь в поход, Вася, как истинный сельский житель, произнес фразу, которой должны руководствоваться все комсомольцы в подобных ситуациях: <Я лучше еды с собой никакой не возьму, но резиновые сапоги - обязательно>. Вот они то нас и спасали. Вообще это зрелище - когда ищущий ночью брод Вася-вездеход начинал утопать и с гиканьем и уханьем пытался обмануть матушку-природу. По его глубокому убеждению, если по воде бежать достаточно быстро, то она не будет успевать наливаться в сапоги. В общем и целом, точнее теоретически - он конечно прав.
Дальше произошли события, на мой взгляд, имеющие некий сакральный смысл. Приблизительно к часу ночи стало окончательно ясно (если быть совсем точным - опытным бойцам это было ясно после первых тридцати минут движения), что лесной дороги нам не найти ни при каких условиях и самое лучшее - это просто добраться до леса и разбивать лагерь под дождем и снегом на каком-нибудь сухом пятачке. Вот в этот момент мы и наткнулись на линию электропередач, которая и вывела нас к... тюрьме.
Ну, приврал для красного словца! Не к тюрьме, а к подсобному хозяйству оного богоугодного заведения. Зато как символично!
Я так думаю, что хороших людей и на зоне много. По крайней мере, мы все будем помнить старшего прапорщика внутренних войск Толю, который пустил нашу неведомо откуда взявшуюся гоп-компанию на ночевку в офицерскую баню, приволок электрическую плитку и даже предлагал пригнать шныря, чтобы эту баню нам натопить. Как истинные представители трудового народа, мы с возмущением отвергли использование рабского труда заключенных и баню вытопили сами. Не подумайте чего плохого - одежду просушить.
Вот в этом и состоит самый большой кайф - после кажущейся безнадеги оказаться в тепле, переодеться в сухое, выпить законные сто грамм, поесть горячей каши с тушенкой и завалиться спать в спальнике рядом со своими верными товарищами.
Вот она, баня для офицерского и начальствующего состава. Для зэков есть еще одна - отдельная.
Как ясно из снимка - там где комсомол, там должно быть красное знамя. Как символ нашей будущей победы.
Наутро все было почти не интересно, точнее предсказуемо. Толик помахал рукой в направлении какого-то неведомого кладбища, где и должна начинаться наша лесная тропа. Вообще-то странно все это - кладбище на опушке леса, жилья в обозримом будущем там не видно, да и по карте далековато. Какое кладбище, какая дорога? Одним словом, чистый сюрреализм.
Зато как красиво ранним утром кричат журавли...
Снег в лесу лежал сплошняком и поддавался только Васиным сапогам, зато лужи были кристально чистые и мы из них пили талую воду, густо пахнущую хвоей.
Товарищ Котовский, пробует на пригодность талую воду. В смысле спирт разводить.
Сплав - он и в Африке сплав - надули и поплыли. Несколько иллюстраций предлагается.
Вот он, Василий-вездеход. На самом деле выражения лица у него более доброе. Процентов на пятнадцать. Это он что-то пытается проглотить, а может и нет, теперь трудно вспомнить. И ног у него, естественно, две. Иначе, какой же из него был бы вездеход?
Погода была мерзкая, весь второй день потихоньку шел снег вперемежку с дождиком.
Если честно, часть людей, которые на этом снимке присутствуют, не знали, что им предстоит. И еще вопрос, согласились бы они добровольно на этот снежно-грязевой поход. Но фраза <А как же наши деды весной 45 воевали и до этого четыре года?> действовала безотказно.
Выводы, имеющие значение для возможных последователей.
Первое - очень важный момент - командирская подготовка. Назначенный командиром человек несет всю ответственность за происходящее. Руководителям необходимо набраться терпения и не вмешиваться, даже если молодой принимает заведомо неправильное решение, кроме случаев, очевидно представляющих угрозу жизни и здоровью. Всем терпеть! Существует армейский афоризм - <Не бывает неправильных командирских решений и приказов>. Самое главное - принять его, взять на себя ответственность. Как только сказано - идем туда-то и туда-то, так с этого момента это и есть истина в последней инстанции. Наш случай лишнее тому подтверждение: вмешайся я или Котовский, даже по просьбе Макса - и мы никогда бы не попали на теплую ночевку.
Самый короткий путь к сознанию человека - через его ноги. Еще очень хорошо помогает назначение в <вечный наряд> по результатам руководства группой.
Второе. Нигде так не раскрывается человек, как в условиях физических тягот и лишений. В условиях необходимости делиться и подставлять свое плечо и спину под тяжёлую работу. Впрочем, об этом уже спел Высоцкий, а сами вы поймете, когда попробуете. По крайней мере, этот поход позволил изменить отношение к некоторым товарищам, как в хорошую, так и в плохую сторону.
Двое-трое суток, проведенных в таких условиях, меняют человека. Немного, но меняют. Причем, в нужную нам сторону.
И последнее - ничего не бойтесь и главное, не жалейте себя. И все у нас получится.