Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Был век наш
Нужен Королёву,
М.Геттуев
12 января этого года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского ученого, конструктора, организатора освоения космоса человеком - Сергея Павловича Королева. Именно под его непосредственным руководством был заложен ракетно-ядерный щит Советского Союза, благодаря которому наша страна надежно была защищена. Этот щит, укреплённый трудами его последователей, и по сей день прикрывает нашу Россию.
Создавая ракетную мощь страны, Сергей Павлович Королёв мечтал о космических полетах. И не только мечтал. Но и претворял свою мечту в жизнь. Развивая последовательно боевые ракеты, Королёв параллельно и последовательно использовал их для проведения научно-исследовательских работ. Для этого вместо боевых головных частей ракет устанавливались научные приборы и необходимое оборудование. Так - шаг за шагом Королев шел к своей заветной мечте.
Начало этому было положено еще в тридцатые годы в ГИРДе (Группа изучения реактивного движения, Москва), затем в РНИИ ( Реактивный научно-исследовательский институт). В годы войны, несмотря на необоснованное осуждение по ложному доносу, Королёв проектирует ракетный перехватчик, занимается разработкой и установкой ракетного ускорителя на самолет Пе-2. После разгрома фашистской Германии Сергей Павлович, награжденный в период войны орденом Трудового Красного Знамени, в звании подполковника в составе других специалистов был направлен в Германию для сбора и анализа данных по немецкой баллистической ракете дальнего действия (БРДД) ФАУ-2 или А-4 (Агрегат 4), включая саму ракету и техническое оборудование к ней.
В печати (особенно в западной ) можно встретить утверждение, что у «советских ракет немецкое начало». Это несправедливое утверждение перечеркивает не только труды К.Э.Циолковского, но и работы, которые проводились в ГДЛ, ГИРДе, РНИИ. НИИ-3. Вот что об этом говорил сам Сергей Павлович Королёв, выступление которого зафиксировано в протоколе совещания, которое состоялось в Берлине в феврале-марте 1946 года.
«Сам факт сложности объекта – новым для нас не является . Мы имеем в СССР образцы не менее сложных объектов. б) Новым является сложность организации перед пуском Х-плана» с его функциями, повторные осмотры агрегатов непосредственно перед запуском. Причем и у немцев ракета имеет много « детских болезней» и недоработанных элементов. в) Новым является «громадная дифференциация работ, кооперирование с многими промышленными предприятиями».
Далее Королёв отметил следующее: «Все имеющиеся сведения о немецких работах по крылатой ракете А-9 поступили к нам только по работе Греттрупа, составленной им по памяти. Идея ракеты с крыльями А-9 не нова и не является немецкой. Даже в их попытке эта ракета не является первоклассным решением задачи . Первые идеи были высказаны Циолковским и первые работы по крылатым ракетам были проведены в СССР в 1934 г.». Эту тему развил в своем выступлении полковник Ю.А. Победоносцев: «До 1937 г работы в этой области проводил Королёв. Работу довёл до заводских испытаний. В Казани группой Королёва разработан проект крылатой ракеты на основании новейших достижений НИИ-1 по порохам. Законченный проект находится у генерала Гайдукова».
Главное, что извлёк Королёв из командировки в Германию-это организация работ. И тогда же в Германии он, видимо, пришел к той схеме организации работ, которая затем была претворена им в жизнь – был создан Совет Главных Конструкторов, куда вошли первоначально шесть руководителей, отвечающих за разработку и создание систем ракетного комплекса. Но первым среди первых является Сергей Павлович Королёв, который был назначен Главным конструктором «изделия №1», т.е. баллистической ракеты дальнего действия.
Невозможно в одной статье охватить все работы С.П. Королёва. Тем более, что он является не только крупным организатором работ ракетно-космического направления . Королёв – выдающийся конструктор, чьи идеи и разработки находят своё дальнейшее развитие. Примером могут служить ракеты-носители, космические корабли, межпланетные и орбитальные станции.
Необходимо отметить и такую особенность разработанных в ОКБ-1 (Опытное конструкторское бюро №1, получившее затем последовательно другие названия- ЦКБЭМ, НПО «Энергия», РКК «Энергия» им. С.П.Королёва) ракет. Они имели двойное назначение, что и ускорило запуск и первого ИСЗ, и запуск первого человека в космос. На прилагаемой схеме приведены основные разработки ракет и ракет-носителей, выполненных под непосредственным руководством С.П.Королёва в ОКБ-1. Часть из них так и осталась на стадиях проектных работ (Глобальная ракета и Ракета космического базирования, Супер-ракета, Одноступенчатая ракета и ракета Р-7Я на базе «семёрки», но имеющая и ядерный ракетный двигатель). Морская ракета на высококипящих компонентах топлива была передана на Урал, а тематика крылатых ракет (ЭКР) - Министерству авиационной промышленности. Твердотопливная ракета РТ-2 длительное время находилась на боевом дежурстве. Затем такие ракеты , но на более высоком уровне стали разрабатываться в Московском институте теплотехники. Остались в проекте ракеты Р-3 и Р-3А, а с учетом их проектной проработки была создана «пятерка» (Р-5), производство которой было передано в Днепропетровск к М.К. Янгелю.
На базе боевых ракет в ОКБ-1 создаются высотные геофизические ракеты (ВГР Р-1А, Р-5А, Р-11А и др.), при помощи которых проводятся различные научные исследования, включая биологические, и отрабатываются новые технические решения. На боевом дежурстве Р-7А была заменена другими ракетами, включая Р-9А, но свою задачу по сдерживанию агрессивных планов США и их союзников она выполнила.Своё дальнейшее развитие знаменитая «семёрка» получила в мирном направлении при создании ракет-носителей космического назначения. Конструктивно-компоновочная схема «семёрки» стала базой для таких ракет. И до сих пор стартует РН «Союз», пройдя , как и космический корабль «Союз» ( также разработки С.П.Королева), уже не одну модификацию. Не в этом ли одна из гениальных граней инженерного творчества Сергея Павловича Королева! Приведём один пример. При установке третьей ступени на «семёрку» общая масса ракеты увеличилась всего на 6 процентов, а масса выводимого груза на орбиту ИСЗ возросла в 3,5 раза!
Двойное назначение военной техники не утратило своей актуальности и в настоящее время. Даже возросло. Примером может служить глобальная навигационная спутниковая система «ГЛОНАСС», которая создавалась в интересах министерства обороны, а используется и для коммерческих потребителей. Но при подобном использовании ракет есть одно, и существенное, отличие. Королёв для мирных целей использовал новейшие разработки боевых ракет, что, во-первых, позволяло расширять научные исследования, во-вторых, развивать и производство, и технологическую базу, сохраняя при этом высокое качество и рабочие места. В настоящее время часто стараются использовать боевые ракеты, срок службы которых перекрыт и значительно. Не страдает ли от этого и производство, и уровень развития техники и её качество?
Королёв родился 12 января 1907 года ( по н.ст.). Он рано ушел из жизни. Но сделал очень много. Благодаря его работам ежегодно 4 октября отмечается как начало космической эры человечества, а 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Королёв смотрел вперёд и щедро делился своими идеями и опытом. Например, он отдал тематику и собственные разработки пяти различным предприятиям, которые продолжили и развили их, а руководителями трёх стали работники ОКБ-1 по его рекомендации.
Сергей Павлович Королёв, благодаря конструкторскому таланту, высокому инженерному творчеству, организаторским способностям, настойчивости при принятии решения и большой ответственности за выполняемую работу по праву считается основоположнтком практической космонавтики. Он является Гением, воплотившим мечту человечества в жизнь, открыв Человеку дорогу в космическое пространство.
Он оказался намного счастливее К.Э. Циолковского. Его труды оказались не только востребованы, но и реализованы в жизнь. И в этом большая заслуга Советской власти, партийно-политического руководства Советского Союза. Сегодняшним ученым остается только мечтать о прошлых временах. Правда, есть еще возможность выехать за рубеж для того, чтобы продать свои знания и опыт зарубежным предпринимателям. Но это уже из другой «оперы». Созвучной истории американской аэронавтики.