Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Все мы давно привыкли к тому, что наша страна – это поле экспериментов, где опыты ставятся не над мышами и собаками, а над людьми. И шарахает нас из стороны в сторону со всеми реформами, выборами, монетизациями. Как результат – катастрофическое падение качества жизни, экономический застой, вымирание населения... Даже этому правительству стало понятно, что невозможно обойтись без более или менее долгосрочных планов развития России. Такими долгосрочными программами развития должны были стать так назывемые «национальные проекты» по важнейшим направлениям жизни страны, вступившими в силу с 1 января 2006. Об одном из них, а именно о национальном проекте «Здоровье», и пойдет речь.
Звучит все благопристойно и правильно. Например, проект «Здоровье» предусматривает три направления: 1) первичное звено (повышение заработной платы участковым врачам и врачам общей практики); 2) внедрение высоких технологий в медицину (т.е. закупка нового оборудования); 3) повышение уровня профилактики и диспансеризации населения.
Начнем по порядку. Итак, с 1 января 2006 года увеличена зарплата участковым врачам и врачам общей практики на 10 тыс. руб. (при начальном окладе 1700 руб.), а медсестрам участковых врачей и врачей общей практики – на 5 тыс. рублей. Самое удивительное при этом то, что врачей-специалистов (т.е. хирургов, офтальмологов, отоларингологов, проктологов и т.д.) и медперсонал стационаров это повышение не затрагивает, как будто и нет их вовсе. А ведь если вам нужна сложная операция или специальное лечение, вы пойдете не к терапевту, а все к тому же специалисту, который по прихоти нового «проекта» теперь получает в 5 – 6 раз меньше участкового врача. Та же самая ситуация повторяется с медицинскими сестрами. Работа медсестры в стационаре намного тяжелее работы медсестры участкового врача, поскольку первым нередко приходится иметь дело с лежачими больными.
Впрочем, зачем это все сделано, вполне понятно. По последним выборам в злополучную Тверскую городскую думу мы помним, что подкуп отдельных профессиональных групп, в том числе и участковых врачей, проводился просто в массовом порядке. И столь резкое повышение заработной платы этой категории медработников выглядит просто как попытка общероссийского подкупа участковых в преддверии выборов президента и в Государственную Думу.
Другое дело, что из этого выйдет. А результаты к настоящему моменту таковы: во-первых, чувство несправедливости, которое возникает у врачей-специалистов, продолжающих в отличие от своих коллег-участковых получать гроши за свою работу. Если судить по зарплате, то создается впечатление, что труд участкового врача в 5 – 6 раз нужнее и продуктивнее, чем труд хирурга или офтальмолога. Таким образом, вбивается клин между этими глубоко взаимосвязанными категориями медицинских работников.
Второй итог этих нововведений правительства намного печальнее: намечается тенденция к серьезному перетоку кадров медработников в участковые, в работу врачей общей практики. Даже еще до вступления в силу проекта «Здоровье» вакансии участковых врачей в тверских поликлиниках практически отсутствовали, зато имелись вакансии врачей-специалистов. Теперь эта проблема намного усугубится. Но зато как грибы после дождя растут частные клиники, где врачи-специалисты просто нарасхват. Откройте любую газету рекламных объявлений и найдите рубрику «работа»: в частные клиники требуются хирурги, стоматологи, рентгенологи, урологи, маммологи и т.д. и т.п. Не нужны только участковые врачи и врачи общей практики.
К чему же это приведет? В муниципальных поликлиниках просто не останется врачей-специалистов. В таких условиях работать будут только альтруисты или недостаточно квалифицированные работники, и кого же из них будет больше, как вы думаете? В конечном итоге качественное здравоохранение станет платным, то есть недоступным для большинства населения нашей страны. Увы, авторы «проекта» слепо копируют западный опыт, создавая две параллельных системы здравоохранения: общественную – для бедных и частную – для богатых.
Беда уже стучится в дверь простых жителей Тверской области. К примеру, врачей-специалистов уже не хватает даже в городской больнице №1, где находится городской реанимационный центр. Что же говорить о других поликлиниках и стационарах!
Пока еще массового оттока врачей-специалистов на более высокооплачиваемые места в областном центре не наблюдается, но уже примерно через полгода ситуация может в корне измениться. И это приведет – без всякого преувеличения – к полному параличу системы здравохранения, созданной еще в Советском Союзе.
Об остальных направлениях национального проекта «Здоровья» можно сказать в двух словах: пока они так и остались на бумаге, не продвинувшись дальше благих пожеланий.
Остается только добавить, что по распоряжению Путина рабочую группу по проекту «Здоровье» возглавил министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, а одни из его заместителей стал губернатор Тверской области Д.В. Зеленин, который и рапортует «наверх» об успехах в этом направлении. Это означает, что тверичанам опять придется в полной мере оценить реформаторский пыл губернатора-олигарха, вкусив все «прелести» капитализма на своей шкуре.