Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Более 18% москвичей живут за чертой бедности и в шаге от революции

18,3% москвичей живут за чертой бедности, а отношение между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых горожан (децильный индекс) достигает цифры 52. Такие данные привела  в эфире телеканала ТВЦ первый заместитель председателя правительства Москвы Людмила Швецова. По ее словам, «последний показатель довольно большой, так как для развитых стран разрыв не должен превышать 10».

Баранов Анатолий

23 Ноября 2005, 11:15

"Довольно большой" - это, конечно, сильно сказано. Потому что превышение децильным индексом цифры 10 - уже значит напряженное состояние в обществе. А когда пороговое значение превышено в 5(!) раз, нужно говорить не об относительном неблагополучии, а о приближении катастрофы.

Но это в развитых странах, а у нас в Москве децильный индекс зашкаливает уже с начала 90-х. Первым об этом начал говорить на правительстве Москвы еще во времена Моссовета тогдашний зампред правительства города Константин Буравлев. Тогда, если мне память не изменяет, называлась цифра 60. И ничего, если не считать событий октября 1993 года, но там пусковой механизм был совсем другой.

Если говорить о природе сверхвысокого децильного индекса в Москве, нельзя не вспомнить, что подавляющее большинство богатых людей в России проживают именно в Москве. С другой стороны, процент тех, кто традиционно относится к социально незащищенным категориям, в столице такой же, как и везде в России, даже немножко выше за счет большей средней продолжительности жизни. Таким образом разрыв между очень богатыми и очень бедными в Москве велик, как нигде, но обе эти категории почти никак не пересекаются в реальной жизни, фактически живут в разных "слоях" города, что позволяет снизить социальную напряженность до приемлемых величин - приемлемых, естественно, для властей.

Поэтому вполне спокойна госпожа Швецова, отметившая даже, что в Москве удалось снизить количество бедных горожан - в 2003 году за чертой бедности проживали около 24% москвичей. И то верно, никаких массовых выступлений граждан в 2003-м году не было, наоборот, партия власти триумфально победила на выборах. И, как видим, в какой-то степени не разочаровала граждан - за 2 года количество бедных уменьшилось аж на 6 процентов.

Правда, не сказано было, что сокращение числа бедняков произошло и за счет физического вымирания "учетного контингента", места которого в столице знанимают главным образом не родившиеся в Москве, а приехавшие - отнюдь не бедные граждане. Приезжают в Москву, конечно, и откровенные бедняки, но их московская статистика не учитывает, их для нее не существует - это гастарбайтеры, бомжи, мелкий криминал, на которых полномочия госпожи Швецовой не распространяются. Имеет место и миграция москвичей в провинцию - с этого года даже бюро по трудоустройству предлагают безработным москвичам работу... в других регионах.

Тем не менее, именно относительный рост благополучия москвичей (а революции делаются в столицах) позволяет расчитывать на рост протестного движения городских низов.

Все 90-е года население столицы думало о своем физическом выживании. Ждать от забитого, лишенного социальных и, во многом, нравственных ориентиров, населения революционного подъема и даже мало-мальской сознательности, не приходилось. Череда кризисов сделала жизнь в России бесструктурной и совершенно дезориентированной.

Конец 90-х ознаменовался выходом из последнего кризиса, дефолта 1998-го года, связанного с действиями умеренно левого правительства Примакова-Маслюкова и появлением в обществе надежды. Надежда сконцентрировалась на неприметной фигуре Владимира Путина, и где-то до конца 2004 года население пребывало в позитивном ожидании.

Осень 2004 года сопровождалась ростом протестных настроений, выходом на улицу преподавателей и учащейся молодежи, яркими акциями национал-большевиков. Лодка начала раскачиваться.

После недолгого периода новогоднего запоя 9 января 2005 года состоялась демонстрация пенсионеров в Солнечногорске, сопровождавшаяся перекрытием Ленинградского шоссе и задержаниями активистов. Мероприятие было, кстати, вопреки расхожему мнению, организовано рейонным отделением КПРФ и областной организацией РКРП-РПК, при активном участии столичных организаций СКМ и АКМ.

На следующий день прошли акции в Химках, Красногорске, Ярославле, Ижевске - и понеслась... Только в Московской области массовые акции прошли за месяц более, чем в 50 населенных пунктах. Участников акций стали считать на миллионы. Заговорили о революционной ситуации.

Но после 9 мая активность населения стала быстро сходить на нет. Еще продолжались, причем все лето, отдельные выступления трудовых коллективов, забастовки, молодежные акции, но как-то сразу всем стало ясно, что революции не будет. До осени.

Осенью революции тоже не было. К 23 ноября это стало очевидно даже самым отчаянным оптимистам-революционерам.

И вот тут пришли данные о резком всплеске забастовочного движения - в 284 раза(!) - в октябре, причем главным фигурантом стачки стал работник народного образования. Правительство Москвы устами г-жи Швецовой озвучило данные о за-пороговых значениях децильного индекса в Москве. Никем не замеченным, буквально на днях, прошло образование Комитета правительства Москвы по реформе ЖКХ, которая начнется сразу после Нового года - власти готовятся к серьезным социальным проблемам. А оппозиция?..

До нынешнего года включительно столичные власти "подкармливали" городскую бедноту, и довольно щедро. Чего стоит тот факт, что коммунальные платежи в Москве, где цены на жилье достигают астрономических величин, одни из самых низких в стране. Реально работает система жилищных субсидий, дотаций и прочего.

С 2006 года "халява" закончится - власти намерены не на словах, а на деле начать извлекать прибыль из эксплуатации жилого фонда. А это значит, что как минимум 18 процентов самых бедных москвичей (на деле - гораздо больше) будут не в состоянии более оплачивать жилье.

Видимо, реакция граждан на подорожание жилья последует в конце января, когда придут квитанции с новыми цифрами.

И вот тут политической оппозиции нужно не прозевать, как это случается, того процесса, который может привести к смене политического устройства страны. Сегодня практически очень редко трудящиеся, собираясь проводить забастовку, обращаются к политическим партиям за поддержкой. Крайне редко стихийные выступления жителей микрорайонов связаны с работой первичных и районных отделений КПРФ и других левых партий. Социальные проблемы граждан пока не стыкуются в их мозгах с политическими путями их решения.

Протест будет. Это неизбежно. Но если социальный протест не будет оппозицией переведен в политический, ситуация опять выйдет в свисток.


Материалы по теме:

Число забастовок этой осенью выросло в 284 раза!

Борис Кравченко: Россию ждет "забастовочная весна"

На российском "Форде" бастуют рабочие

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.