Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Трудный путь к сплочению

Два с половиной месяца минуло после того, как конференция коммунистов Башкортостана избрала новое руководство рескома... Был наконец завершен длительный и, надо прямо сказать, небезболезненный период в жизни республиканского отделения, связанный с раскольническими действиями ряда бывших лидеров, попавших под влияние просемигинской группировки. Той самой, что отчалила после Х партсъезда в пресловутую ВКПБ. Первым секретарем Башкирского рескома КПРФ стал Ринат Газимович ГАЛИЕВ.

Николай Кожанов

7 Июля 2005, 11:55

ИМЯ В РЕСПУБЛИКЕ известное. Почти 20 лет возглавлял он одно из лучших хозяйств в Башкирии - колхоз "Дружба", в котором бок о бок успешно трудились русские и башкиры, татары и украинцы, марийцы и чуваши. Нынешняя власть сделала все, чтобы искоренить на башкирской земле социалистический оазис. Колхоз разорили, а его председателя, бывшего одновременно секретарем Миякинского райкома КПРФ, как раз накануне его регистрации кандидатом в депутаты Госдумы бросили в тюрьму.

Спустя 9 месяцев Верховный суд РФ отменил неправедный приговор, и Галиев вновь вступил в противостояние с режимом, создав в Миякинском районе одно из самых сильных в республике партийных отделений. И когда встал вопрос о новом лидере, после того как коммунисты выразили недоверие попавшему под влияние раскольников прежнему руководителю рескома В.И. Никитину, партийная конференция остановила свой выбор на Ринате Галиеве.

Наша беседа с ним - о нынешней обстановке в региональном отделении КПРФ, о первых шагах нового руководства рескома, о политическом климате в республике и работе коммунистов по реализации решений Х съезда КПРФ и последних пленумов ЦК.

- Прежде всего хочу сказать,- заметил Ринат Газимович,- что организация коммунистов Башкортостана выдержала трудное испытание. Вместе с тем осознаю груз огромной ответственности в связи с избранием первым секретарем рескома КПРФ. У нас в одночасье обновилось руководство. Обнадеживает, что секретарями избраны люди, заслужившие своей прежней деятельностью авторитет и признание у коммунистов.

Вот, например, Вера Кирилловна Сексяева. Учитель математики, мать многодетного семейства, она одной из первых в небольшом городке Бирск, не колеблясь, встала на путь активного противостояния курсу либерал-"реформаторов", разрушителей России. Многие годы успешно работала секретарем партотделения в своем городе и теперь, имея уже солидный опыт политического руководителя, заслуженно избрана секретарем рескома КПРФ.

Альберт Магсумович Гараев, лидер коммунистов г. Адигель, на новом посту привнесет свой опыт партийной работы в организацию протестного движения. А один из старейших коммунистов республики - Арнольд Иванович Гордиенко возглавил агитационно-пропагандистскую работу.

- Выходит, прежнее руководство полностью исчерпало кредит доверия коммунистов?

- Я бы сказал иначе. Наш бывший первый секретарь рескома Валентин Иванович Никитин, и тут надо отдать ему должное, возглавил процесс воссоздания партии в самые трудные годы предательства Горбачева и Ельцина. Он нашел опору в активных коммунистах, и это позволило за несколько месяцев объединить в рядах республиканской организации 15 тысяч человек. Причем шли в партию люди, до этого в ней не состоявшие. Организованные под Красным флагом протестные акции повышали авторитет партии, идеи коммунистов сплачивали широкие массы. Об этом же свидетельствовала поддержка сотен тысяч избирателей, отдавших коммунистам свои голоса на выборах. Трижды избирался депутатом Госдумы и В.И. Никитин.

Но на пути борьбы нельзя останавливаться. Первые признаки неблагополучия в республиканской партийной организации был вынужден признать В.И. Никитин в 2000 году, заявив, что численность коммунистов уменьшилась до семи тысяч человек.

Тем не менее рядовые коммунисты до последнего времени верили В.И. Никитину, критических заявлений в его адрес не поддерживали. Но тут начались известные события, связанные с внутрипартийной борьбой. А это сказалось и на авторитете отделения.

Вместо прежних многотысячных массовых акций в последние годы на демонстрации и митинги начали собираться от 300 до 500 участников. И это в Уфе городе с миллионным населением!

Я согласился на предложение товарищей возглавить реском только потому, что не мог видеть и выносить дальше тот раздрай, который проник уже потом и во многие районные, городские и первичные отделения. На поверхность всплыла пена, полезли рулить люди, которым нет дела ни до идеологических разногласий, ни до тактики и стратегии партии, ни до конкретной ежедневной партийной работы, а важны их политическая карьера, мелкие амбиции и корыстолюбивые цели. К счастью, большинство коммунистов, партийного актива оказались выше этого и сказали: хватит! Из пройденного этапа смуты необходимо сделать вывод: превыше всего мы должны ставить в наших действиях, в оценке людей ответственность за судьбу партии.

- И ваши первые шаги на посту первого секретаря?

- Важнейшее сегодня для нас в республике - собирание и организация сил. Поэтому первые месяцы - это непрестанные встречи с активом, поездки в города и районы, перекличка наших рядов, сбор взносов, возобновление приема в партию, поиск денежных средств, помещений. Ищем и союзников, в том числе среди ушедших в подполье оппозиционно настроенных влиятельных людей.

- Чистка рядов тоже входит в первоочередные планы?

- А вот это не к спеху. В отношении тех, кто проявил себя недостойно в известный период, я хотел бы сказать, что начавшаяся работа сама выявит, кто может оставаться в партии, а кто не может. Вот это и будет очистительным процессом.

Что касается пресловутой ВКПБ, то здесь у нас проблемы нет. Туда перешло ничтожное число людей. Если и есть проблема, так это те, кто вышел из партийных организаций, никуда не примкнув. Таких людей у нас немало, и с ними ведем индивидуальную работу.

- Только что прошли в республике сопровождавшиеся немалыми скандалами выборы во вновь созданных городских муниципальных образованиях. Насколько активно участвовали в них коммунисты?

- Честно скажу, к ним мы в целом не успели подготовиться по-настоящему. Но вот к выборам в сельских районах, которые намечены на осень, надеюсь, подойдем в боевой готовности. Тем более что на горизонте уже и выборы в Госдуму. Значит, загодя надо готовить кандидатов, актив, деньги.

Максимальный пропагандистский эффект стремимся получать и от инициативы партии по проведению народного референдума. И тут у нас хорошее подспорье - документы мартовского и недавно прошедшего июньского пленума ЦК КПРФ. Есть основа, методология для агитационно-пропагандистской работы, есть и содержательный фундамент - экономическая и социальная стратегия партии. Тем более что общественно-политическая ситуация в республике для протестного движения благоприятна.

- Благоприятна в условиях режима Рахимова?

- В том-то и дело, что этот режим сегодня вызывает недовольство не только трудящихся, обездоленных властью, но и буржуазии, в том числе даже крупной, за исключением, понятно, прикормленных властью чиновников. И это подталкивает различные политические силы к временным союзам, совместным действиям.

Так, начало года в Башкирии ознаменовалось мощным всплеском протестных выступлений, связанных с монетизацией льгот.

С января по апрель в них приняло участие, по самым скромным подсчетам, около 60 тысяч человек, а в Уфе - 34 тысячи. Если брать соотношение числа протестующих к общей численности населения региона, то это были, пожалуй, самые мощные выступления в России. Например, на митинге 26 марта участвовало около 20 тысяч человек. Три тысячи человек прошли маршем девять километров от горсовета до "Белого дома" - резиденции президента. Во всех этих мощных акциях принимали участие коммунисты с флагами, транспарантами, их требования включались в резолюции.

Первые митинги в январе были организованы коммунистами, ветеранскими организациями. А вот вторую акцию возглавил Координационный совет (КС) объединенной оппозиции, куда, кроме коммунистов, вошли представители региональных отделений партий "Родина", ЛДПР, "Яблоко", Партии пенсионеров, национальных общественных организаций. И далее КС выступал организатором всех акций протеста. Основные лозунги - защита социальноэкономических и политических прав граждан, отставка президента Рахимова, нарушителя этих прав.

- Неужели всех так "достал" региональный президент?

- Понимаете, Рахимов стал как бы средоточием всего негативного, что принесли в республику капиталистические реформы, произвол и беззаконие. До сих пор нераскрытый теракт в Уфе с целью устрашения противников и населения, изготовление фальшивых бюллетеней, карательная акция милиции в Благовещенске, использование фашиствующих молодчиков из Союза башкирской молодежи против оппозиции (16 апреля они заняли площадь, где намечался митинг протеста, и избили нескольких ветеранов и депутата Госдумы второго созыва, редактора газеты "Наш выбор" Р. Габидуллина). Все это плюс жуткое бесправие на селе и клановое засилье в экономике сделали дальнейшее пребывание Рахимова в должности президента нетерпимым. Мы исходим из того, что даже свержение реакционного правителя в одном регионе дает толчок нашему общему делу. Как заметил однажды Г.А. Зюганов, сложные интегралы решают по частям.

- А что же власть?

- В республике власть почувствовала силу объединенной оппозиции и заметалась. Она якобы вступила в переговоры с КС и одновременно предприняла наступательные меры. Первым ее шагом стала попытка расколоть входящие в нее партии, заслав в них своих агентов влияния (мы сами с этим столкнулись, но справились), или приручить их, подкупив или запугав лидеров. Так, на сторону власти перетянули лидера местного отделения партии "Родина", который сегодня пляшет под дудку рахимовской команды. Пошатнулась и ЛДПР, исключившая из своих рядов собственного регионального лидера В. Молокина за сотрудничество с левой оппозицией. Зато мы приобрели соратника.

Вообще же, участвуя в КС в основном по организации акций протеста, мы свободны во всех своих действиях. И хочу особо отметить: как самая многочисленная и единственная структурированная организация мы обладаем достаточным весом и можем влиять на направление деятельности КС.

Радует растущий в общественных движениях интерес к делам и планам КПРФ. Недавно, присутствуя на республиканском съезде татар, я вручил Шолоховскую медаль известному нашему писателю Салавату Рахматулину. В ответ он прочел с трибуны съезда прекрасные стихи о коммунистах, и зал встретил это овацией. Факт, считаю, весьма значимый.

- Итак, Ринат Газимович, следующие шаги рескома, коммунистов республики...

- Они определяются в первую очередь уже упомянутыми мной решениями центральных партийных органов. Будем с еще большей настойчивостью разоблачать антинародный курс властей предержащих.

Мы сумели пережить опасную попытку подчинить действия коммунистов людям, внедренным в наши ряды. И, конечно, будем устранять недочеты, которых тоже еще немало.

Одним из главных направлений считаем распространение газеты "Правда". Начинаем с нарастающей активностью подписку на нашу партийную газету.

Реском принял решение: как минимум один экземпляр "Правды" будут читать в каждом селе.

Готовимся к открытию киоска "Левая печать", а вслед за этим начнем расклейку партийных газет на специальных стендах в Уфе и других городах. Успех этого важного дела связываем с деятельностью наших депутатов в органах местного самоуправления.

- А как дела с ростом отделения, с политической учебой самих коммунистов?

- Это, разумеется, вопрос вопросов. Мы приостановили отток из партии, возрастает приток новых сил. Но работа предстоит очень напряженная. Пополнение партийных рядов будет главным свидетельством выхода республиканского партийного отделения из затянувшегося и нанесшего удар по его престижу политического кризиса.

И, конечно, подбор, воспитание кадров, оказание помощи партийному активу. Нужна серьезная постановка теоретической учебы. Здесь уместно сказать, какую популярность завоевал открытый в Октябрьском районе Уфы три года назад народный университет. Слушателями тогда в большинстве оказались пожилые люди. Они с огромной признательностью восприняли возможность преодолеть свое одиночество и приобщаются к полезной информации по общественно-политическим вопросам, современному законодательству, посещают занятия на факультете здоровья, приобретают навыки практического садоводства и пчеловодства.

Ну а в наш новый университет, ориентированный на учебу партактива, мы планируем привлекать прежде всего молодых коммунистов. Опыт Орловского обкома КПРФ, описанный в газете "Правда", позволяет рассчитывать на успех этого начинания и у нас. В Уфе работает отделение РУСО. Полагаем, что, помимо примыкающих к нашей партии ученых, к благородному делу политического просвещения сумеем привлечь квалифицированных специалистов, работающих в вузах и научных учреждениях города.

Протестные акции будут нарастать, а это потребует участия людей, преданных партийным идеям, вооруженных знаниями и навыками организационной работы. Будем обобщать опыт лучших наших райкомов, горкомов, первичек в организации протестных акций и последовательно превращать штабы протестных действий в народные комитеты самозащиты.

Борьба продолжается, и место коммунистов - в первых рядах народного сопротивления.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.