Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Молчание россиянъ

В некотором роде – молчание ягнят… Тема актуальная, но в силу специфики – редко артикулируемая. Во все времена, при всех политических системах, при разных главах государств – были темы умалчиваемые. Как говорят англо-саксы, «свой скелет в шкафу». Это не благо или зло – это просто сопутствующий феномен. И если вожди к власти приходили обычно за умение говорить правду и соответствующие этим речам деяния, то потом дальнейшее молчание масс было своеобразной наградой за услышанную правду, этакой попыткой продлить удовольствие и деяния соответствующие услышанной правде. Однако баланс между молчанием и речью – становился неким тумблером, переключающим общество на следующий «режим» (во всех смыслах). Как только общество училось говорить «новую правду» - оно и получало новый режим.

Антон Вотречев

4 Сентября 2006, 10:46

В Росфедерации молчат нынче не просто так - как молчат, когда нечего сказать. Сейчас дорогие россияне молчат о чем-то. И вот это «что-то» вызывает ключевой интерес даже не столько политиков действующих, сколько политиков будущих. Иногда молчание прорывается речью – но в ее потоке россияне не находят должного смысла, смысла, уже отчетливо рисовавшегося в молчании, и вскоре утихают. Воистину, молчание – золото. И кто сумеет это золото добыть – то есть извлечь из глубин общественного молчания, тот и провозгласит новую правду на том языке, который станет детонатором смены режима, «тумблером».

Как гласность в СССРФ сменилась молчанием

Это не опечатка выше. Это в духе Крученыха такая смыслозвучная цепочка. Вроде начинается словно заводящийся мощный двигатель, такие деловитые потуги стартёра: «эс-эс-эс…». Потом гордый рык заводящегося мотора – ну, сверхдержава, социализм, уровень жизни в 1965-м выше, чем в США, о чем официальная агитпроп-Путин-статистика прочно молчит. А уже за этим рабочим рычанием – звук «ффф». Затухающий двигатель, струйка дыма из выхлопной трубы. Труба-с, господа... «Фе» этакое: разочарование, пшик.

От СССР осталась РФ – и только от признания этого факта слово «патриот» вполне бы должно нынче стать унизительным: чего патриот-то? Этого «Титаника», теряющего свои куски в океане глобализации? Впрочем, не будем забегать вперёд. Вспомним, с чего начиналось «Фе».. дерация наша, раздирация, чтоб её.

Застой породил гласность. То, о чем при «переходе» власти от Хрущева к Брежневу, советское общество научилось молчать, уже не умещалось за щеками его вождей. Ибо щёки дряблые сменились бодрыми щеками Горби, и он застрекотал саранчой из-за кремлёвских стен (метафорка, извините, Проханова). Повалились скелеты из шкафов. Сам Горбачев, глава государства, помнится, укорял еще не россиян и не дорогих, но пока что товарищей: как же это так, государство живет только на продаже нефти?!! И это он не себя – это он нас спрашивал, товарищи. Впрочем, петь дифирамбы этой незаурядной личности уже поздно – она свою роль отыграла, и отмечает юбилеи славной деятельности под звон бокалов венедиктовых и прочих дикторов постсоветского теле и радиоэфира.

Гласность (явление, вроде бы, сугубо надстроечное, вербальное) удивительным образом стала неким методом перехода от проклятого социализма к недостаточно, как выяснилось, проклятому за время «тоталитаризма» капитализму. И ведь в чем феномен и ноу-хау? Вроде бы говорили-то только о перегибах, о недостатках, освещали настоящее и прошлое прожектором перестройки, новым мЫшлением – а все выходило не за социализм, но против него. Выходило не что «не те», а что вовсе «не то». И не в адском Сталине, не в бесхозяйственных бюрократах дело-то было – дело было как раз в райских Ельциных и очень хватких хозяйственных чинушах, что решили воплотить пророчества Троцкого и таки прихватнуть соцсобственность, для чего и страны не жалко… На этом гласность и закончилась. Хотя нет, теперь, в 90-х, она просто не играла решающей роли: все самое страшное о себе общество узнало, после чего можно вообще себя так возненавидеть, что и жить не захочется дальше, под прежним названием. Чтд. Некоторые, вроде ныне здравствующего писателя и телеведущего Ерофеева, до сих пор каются за родителей-коммунистов. Нам столько не выпить.

Искренними указами – так же, как прежде поддерживали плановую экономику и социализм в экономике – Ельцин стал отдавать единое общественное в раздробленное частное. Приватизацией это называется – сиречь процесс, обратный коллективизации. Мечтавший в советских кабинетах о гуманном капитализме рыжий романтик Чубайс встал на линию «старт» со стартовым пистолетиком, провозгласил приватизацию, напечатал ваучеры – бабахнул, бросил пистолетик, ваучеры, пробежал сам первым до финиша, всех обогнал, и из Госкомимущества повысился в должностях и рангах аж сразу в олигархи и РАО «ЕЭС». Уметь надо!

Великораболепие

Но как же гласность сменилась молчанием? В чем тут фокус, секрет путинской эпохи? Просто народ устал? Или понял нечто, чего я до сил пор не понял? Почему прежние слова Горби о недопустимости существования государства только за счет экспорта нефти – сегодня не производят взрывного эффекта, уже при капитализме? Да путинское государство этого и не скрывает: бюджет-2007 весь построен на нефтеэкспорте, на барреле. Однако никто не выходит на улицы, требуя сменить курс – хотя бы экономический. То есть требуют – оппозиционеры в своих резолюциях. Но создавать тут конкуренцию штатным советникам Путина – как-то не пристало «ответственной» оппозиции, мне кажется. Либо в данном случае режим не антинародный, либо оппозиция не ответственная. Безответственная. Точнее – ответственная только перед своей партийной совестью, каковая не поддается просвечиванию общественными чаяниями «снизу».

Летом я слушал разговоры в электричках. Многие запомнились. «Снизу»-то приходит осознание. Пусть в примитивной форме – но дискуссию вызвала вся эта волна нацпроектов, блеф этой принципиальной уступки, этого компромисса олигархического режима и бюджетно-финансируемых масс. Вот что один дедок подмосковный говорил парню лет за 30 после обсуждения футбольной темы (которую они очень осведомлённо и в современной терминологии мусолили – мол, этот игрок хороший, стоит столько-то, от него можно ждать побед…):

-         Я вот голосовал за Путина, а теперь вижу, что зря. Ничего он не может сделать, не может кулаком по столу стукнуть! Вот ты мне скажи – ведь нефть же нам от бога дана, как земля. Она всем дана, а почему ею торгуют одни только олигархи? Почему мы ничего не получаем?

-         Эх, чужие деньги считать – только расстраиваться…

-         Так не чужие же! Я ж говорю тебе – наши. Ты посмотри на их зарплаты. Мы такого за всю жизнь не заработаем. А что, мы мало работали и работаем?..

 Жаль, не было рядом Путина – я бы в густо забитом вагоне уступил ему место, чтобы он продолжил этот разговор. Что бы он ответил старику, всю жизнь в СССР трудившемуся по-социалистически? Вероятно, напомнил бы про нацпроекты – вот ведь, делимся, папаша! А что дальше-то, Путин? Да и вообще – что это за система такая?

А это система молчащих ягнят и спичрайтеров правящего класса. Подобные прорывающиеся в электричках рефлексии – исключение. Большинство считает более подходящим для себя режим молчания. Режим Путина. Это как раз тот режим, который подходит господам, севшим на трубопроводы – ничего менять они не хотят принципиально. Им бы – чтоб цены на нефть не падали, и чтоб это подольше длилось. Тут не только яхты, футбольные команды, острова, недвижимость за рубежом – тут на много поколений вперёд можно обеспечить своих чад царским бытием. Это только если система, гарантирующая «священное право частной собственности» уцелеет… Впрочем, можно и за рубежом сделать запасные «аэродромы».

Но зависеть это будет от «ягнят», уцелеет ли Система. От ягнят, которых таким образом и едят – продавая нефть у них из-под ног выкачиваемую, и успокаивающую их нацпроектами. И вот рождается феноменальная при всей своей чичиковской природе концепция «энергетической державы» и соответствующий ей патриотизм. Основанный не на громкой речи, как было «при тоталитаризме» - когда не говорили только о репрессиях (хотя, почему же – показательные процессы-то были!), а о жизни говорили во всеуслышание. Потому что было чем гордиться. Уровнем жизни.

А нынче философия иная: помолчи подольше, глядишь, и капиталец сколотишь. Молча, молча: хваля при этом нацпроекты, Путина, научившись свою прибыль ковать под бравурные речи сизого Ельцина или блестящего Путина про Великую Россию… Ну, чья это философия-то понятно: правящего класса, крупной буржуазии. Кстати, а что это и впрямь за правящий класс – не слишком ли для него громкое название?

Схема классовой расстановки сил – проста до неприличия. Но именно она и вызывает у масс, явно от верха находящихся далеко, такое завороженное ягнячье молчание: размах и шик воровского быта рассиянской элиты пока вызывает бессловесное благоговение, а не желание экспроприировать награбленное. "А может, так и надо? - думают россияне. - Может, и до нас дойдет сия благодать? Бэнтли, рестораны, Канары"... Пока молча россияне думают - их нефть олигархи под охраной "чекистов" деловито выкачивают, лишая реального, а не воображаемого базиса их благополучия в пользу своего шика.

Итак, крупные капиталисты – олигархат. В его интересах проводится ВСЯ внешняя и внутренняя политика. Исходя из вышеупомянутой парадигмы: ничего чтоб не менялось. Чтобы не менялось – придумали и нацпроекты, и вынуждены подтягивать под себя правых-патриотов, примиряя их с либералами путинские спичрайтеры. Они Великой Россией называют остаток СССР – что ж, это не лишено смысла. Ведь быть ей «великой» именно в нынешнем куцем виде не только «на роду написано» - но и политической системой суждено. Ибо капитализм порождает национализм, дробящий, разделяющий, чтоб властвовала буржуазия. И вот олигархат сажает своего «чекиста» в Кремль. Союзником правящего в РФ класса, как показала история, является все чиновничество снизу доверху, что и не требовало доказательств: оно и финансируется правящим классом.

Изначальная философия правящего олигархата – «наворовать и слинять» сменилась более милой его же сердцу, длящейся дальше и дальше – философией «воровать и народу подпевать». Тогда можно и не линять. Можно с пафосом проводить шоу на Красной площади, болтать о суверенной демократии, финансировать все новых подпевал своего режима – но главное-то «продолжать». Нефтепроводы, которые кормили в СССР всю страну нынче кормят и ее, конечно, через налоги и прочие «пироги», но главное-то, главное: они кормят с невиданным размахом всю олигархическую и обслуживающую олигархат братию, да как! А кто живет в новостройках московских, как вы думаете? Они создали свой отдельный мир внутри мира молчащих ягнят.

Помимо союзника-чиновника (который и поменялся местом с правящим классом, не много потеряв по сравнению с СССР-ным своим существованием) есть еще союзник-буржуёк. Не буржуй, а именно буржуёк – собственник среднего бизнеса и мелкий собственник. Это менее лояльная среда, но она за капитализм, а значит за Путина, ей тоже нужны гарантии собственности. Плюс армия, милиция – тоже по идее, по уставу союзники режима олигархов. Однако тут не так жирно идет финансирование, поэтому подкармливают идеями россиянского патриотизма, реваншизма, то есть откровенного блефа в нынешних условиях.

Увы, вся эта многоэтажная система только тогда расшатается, когда по ней будут нанесены первые удары. А вот кто их нанесет – об этом в следующий раз. (Мы ведь о молчании говорили).
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.