Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Он длился 12 лет. Были сформированы политические партии. Четыре раза проводились выборы во впервые сформированную Национальную ассамблею, или Думу, и были проведены важные реформы, которые царь сам по себе никогда не предполагал осуществить. Вплоть до первой мировой войны даже экономика, и та бурно развивалась. В результате ранние годы Думы до сих пор кое-кем ностальгически рассматриваются как своего рода лекало того, как должно было руководить Россией.
Однако что-то, кажется, прогнило в государственном устройстве России, и это может быть как раз Думой. Созываемая ее членами, напоминающими германские салоны, вне зависимости от того, находится ли она во время сессии, или нет, современная Дума, технически представляющая 145 миллионов жителей и способная держать спрос с президента Путина, деградировала до статуса монументальной штамповочной машины.
Как и было задумано графом Сергеем Витте в 1905 году, Дума была новым и выдающимся институтом, однако фундаментально консервативным по своим намерениям. Она была, настаивал граф Витте, паллиативом для радикалов, лучшим способом противостоять нелепым требованиям. Так оно и оказалось. После первых же выборов ее избирательная база была резко сужена. Каждая Дума была консервативнее предшествующей и даже венец всех реформ этой эпохи, земельные законы Петра Столыпина были предназначены для создания нового класса зажиточных крестьян, помимо всего, лояльных царю.
Подобная организация была бесполезна для Ленина, который просто отставил ее в сторону. В 1991 году (так в тексте – пер.) Дума не была возвращена из зимней спячки, а воссоздана с нуля. Только у коммунистов был какой-то опыт государственного управления, но даже они не владели демократией. Результатом стало политическое варьете с участием любителей, среди прочих Владимира Жириновского – открытого расиста и шоумэна по случаю, и Иосифа Кобзона – настоящего шоумэна с параллельной карьерой эстрадного певца.
Для большинства русских Дума превратилась в символ фантастического провала демократии в 90-е годы. Для Путина ее приручение стало делом легким и популярным. Ныне он контролирует ее посредством партии «Единая Россия», созданной для поддержки его власти. Ей предоставлено комфортабельное большинство на жестко управляемых государством выборах.
Сможет ли эта Дума спастись от того, чтобы оказаться в истории лишь в разделе сносок и примечаний? Если только Путин в подражание графу Витте не уступит ей хотя бы какую-то часть власти, которую он присвоил себе, ответ должен быть отрицательным. Даже Кондолиза Райс, будущий госсекретарь США, судя по всему, отказывается иметь дело с новой российской автократией, при которой Дума аплодирует автократу и предоставляет своим членам привилегии и иммунитет от судебного преследования.
В прошлом веке русские продемонстрировали вызывающее восхищение мужество на полях сражений и баррикадах, но не в палатах для дебатов.