Агрессия клерикального мракобесия
В конце 2005 г., по инициативе Московского патриархата РПЦ Государственная дума РФ приняла закон, который отменил празднование 7 ноября — дня Великой Октябрьской социалистической революции (ранее переименованного в «день согласия и примирения») и под надуманными предлогами установила новый праздник — 4 ноября в качестве «Дня народного единства». Но РПЦ рассчитывала на большее: она предложила перезахоронить тело В. И. Ленина и очистить Красную площадь от «коммунистического некрополя». Инициативу Московского патриархата спровоцировала криминальная буржуазия, пришедшая к власти в результате контрреволюционного переворота 1991-1993 годов.
Президент РФ Путин, продолжавший политику Ельцина по реставрации капитализма и религии, незамедлительно отменил празднование 7 ноября и учредил праздник 4 ноября. Обоснованием послужили утверждения Московского патриархата, что 393 года тому назад патриотическая православная церковь смогла объединить весь народ во главе с гражданином Мининым и князем Пожарским, ополчение которых 4 ноября
Практически, здесь каждое слово «обоснования» ложь. Московский патриархат нарушил библейские постулаты: «не лгите!» [Лев, 19:11] и «не лжесвидетельствуй» [Мф., 19:18]. И чтобы доказать это, необходимо углубиться в давнюю историю, используя надежные независимые источники.
* * *
Итак, после смерти царя Ивана Грозного в
Жесткое правление «ненаследственного царя» раздражало часть знатных людей. Ряд бояр во главе с князем Василием Шуйским начала обвинять Годунова в убийстве царевича Дмитрия. Боярская крамола спровоцировала раскол в обществе и царская власть стала ослабевать. Определенной опорой царя оставался патриарх Иов.
Положение Годунова еще больше осложнилось, когда в
После кончины Бориса Годунова, пишет историк Н. М. Карамзин, «некоторые бояре, патриарх Иов и Синклит присягнули царице Марии (супруге Годунова. — Г. С.) и детям ее — царю Федору и Ксении, обязываясь страшными клятвами не изменять им.., не хотеть на Государство Московское... злодея, именующего себя Димитрием». Но вскоре началась новая измена бояр, часть которых дала присягу на верность Дмитрию. Не устоял и патриарх Иов, который вместе с другими святителями стал «бить челом Самозванцу». Тогда патриотически настроенные толпы народа ворвались в кремлевский «храм Успения, где Иов совершал службу, сорвали с него одежду, одели в черную ризу, позорили в храме и на площади, вывезли на телеге из города, чтобы заключить в монастырь». Тогда же «во дни беззакония... с согласия Расстриги удушили Марию и Федора» [4, с. 107, 114, 116-118].
И вот... 20 июля
Лжедмитрию I легко удалось уговорить «мать» (жену Ивана Грозного) признать в бывшем холопе, ставшем царем, своего «родного сына». Сложнее обстояло дело с католичкой Мариной Мнишек — польской невестой царя. Патриарх Игнатий, памятуя об унии с католичеством, уговаривал ее «ходить в греческую церковь», даже оставаясь «верующей в Латинство». Лицемерный уговор подействовал. Марина, хотя и не отказалась от Латинства, но была венчана по православному обычаю и потому «провозглашена благоверною царицей» Московского государства [4, с. 127, 159; 17, 2002, № 5, с. 39].
Благополучное царствование католической четы длилось недолго. Поскольку Лжедмитрий Iне соблюдал русские обычаи и «осквернил христианскую церковь лютерами и жидами», а приехавшие с ним ляхи «бесчестили жён и девиц» — это переполнило чашу народного терпения. Толпы восставших москвитян, возглавленных князем Василием Шуйским, ворвались в Кремль и прямо на площади растерзали царя. Боярам-изменникам удалось спасти лишь царицу Марину.
Победа Шуйского позволила ему 1 июня
Тем временем поляки на замену погибшего самозванца подготовили другого Лжедмитрия, выдававшего себя за первого. Марина Мнишек заинтересованно признала в нем предыдущего супруга, чем укрепила его и свое положение. При помощи короля Сигизмунда Лжедмитрий IIсобрал войско, включавшее российских предателей, подошел к Москве и лагерем остановился в Тушине. В
После смерти Иов был похоронен в Старицком монастыре ныне Тверской губернии, а позже его мощи, как — «патриарха-патриота» были перевезены в Московский Кремль, где покоятся по настоящее время подвиг, бога молим и челом бьем» [4, с. 34; 12, с. 495, 555].
Это заявление Филарета, как и предыдущие деяния патриархов, убедительно показывают, что именно они вместе с боярами причастны к организации «Великой смуты», в годы которой они предавали родину и православную веру. Естественно, эти люди не могли поднять русский народ на освобождение от польской интервенции.
Между тем положение царя Василия Шуйского в растерзанном государстве и почти полностью осажденной Москве заметно осложнилось. Карамзин констатировал: «Всё ослабло: благоговение к сану Царскому, уважение к Синклиту и Духовенству... Духовенство славило и кляло Годунова, славило и кляло Отрепьева». Шуйский, обнаруживший к тому времени пустую казну, решился на отчаянный шаг: «Силою взял у Лавры... деньги и множество церковных сосудов золотых и серебряных для сплавки». Церковные изъятия позволили весной
В отсутствие царя Боярская дума создала правительство из семи наиболее именитых бояр («семибоярщина»). Дума предательски заявила, что готова «признать сына Сигизмунда Владислава царем Московского государства, если он примет православие, и подписала соответствующее соглашение. На переговоры в Польшу была подготовлена делегация с участием Филарета. Патриархом Всея Руси был назван Гермоген, который также поддержал кандидатуру Владислава на том же условии. В отсутствии царя влияние Гермогена быстро возрастало, поскольку ему параллельно приходилось выполнять царские функции [4, гл. IV, с. 148; 12, с. 622, 626].
Тотчас же предательство бояр и патриарха было прилюдно и торжественно отмечено. Вот что об этом пишет историк Карамзин: «Бояре и церковь, выставив на Девичьем поле Москвы иконы и кресты, обратились к собравшимся: «Волею святейшего Патриарха Гермогена, призываем вас к исполнению торжественного обряда: целуйте крест... в верности к Царю и Великому князю Владиславу Сигизмундовичу ныне благополучно избранному... И тогда раздался клик народный: "Многие лета Государю Владиславу I"» [4, с. 144].
Торжества состоялись и в узком кругу. Патриарх Гермоген в Успенском соборе Кремля «отпел молебен с коленопреклонением». Тогда же была оформлена делегация с участием Филарета, чтобы вручить королю Сигизмунду челобитную об избрании российским царем королевича Владислава. Поездку делегации благословил Гермоген [4, с. 136, 137, 144; 12, с. 587, 619, 626].
Очередному приходу поляков в Москву содействовала значительная часть знатных бояр, духовных лиц и менее именитых людей. В частности, семья Романовых (Филарета) имела широкие родственные связи с дворянскими кругами через Шестаковых, Михалковых, Грязных... В период интервенции Лжедмитрия IIвсе они сблизились с теми, кто служил в Тушинском лагере [3, с. 359]. Но «главная сила вора состояла тогда в казачестве» [6, с. 325].
Измена правящей светско-клерикальной верхушки позволила полякам войти в Москву еще до приезда Владислава. Правда, теперь ляхи стали говорить, что «пришли не господствовать, а служить». Тем не менее по Москве поползли слухи, что некоторые князья и сам Гермоген, якобы, «скрывают свою горесть, не ожидая ничего хорошего от ляхов» [10, с. 146-148].
Для этого возникало все больше оснований. Эти поляки, как и их предшественники, не считались с русскими традициями и православными обычаями, поскольку чувствовали себя победителями. А один польский военачальник бесцеремонно забрал из монастыря низверженного русского царя Василия Шуйского и отвез его на поругание к королю Си-гизмунду. Позже Шуйский там и скончался [4, с. 155].
Самоуправство «иноплеменников» напугало патриарха Гермогена. Узнав об убийстве в Калуге Лжедмитрия IIи о «единомыслии добрых граждан», он объявил, что «Владиславу не царствовать, если не крестится в нашу веру и не вышлет всех ляхов из Державы Московской». Так, патриарх выдвинул уже второе условие своего предательства. С большим опозданием Гермоген начал рассылать по городам призывы к восстанию против оккупантов1. Но народ уже не мог его простить: его свергли и заключили на Кирилловом подворье. Доживала последние дни и «семибоярщина», которая совместно с патриархами положила российское государство к ногам польских королей [3, с. 359; 4, с. 163].
В марте
Из всех цитируемых историков наибольшую значимость православной вере отдавал Костомаров Н. И. Но и он не дает каких-либо оснований нынешнему Московскому патриархату произвольно толковать трагические события тех далеких лет. Вот выдержки из его исследования:
22 октября
«24 октября поляки отворили Троицкие ворота» Кремля.
«25 октября все кремлевские ворота стояли уже настежь отворенными, русские войска входили в Кремль, предшествуемые крестным ходом, впереди которого шел архимандрит Дионисий, а из Кремля к нему навстречу элассонский архиепископ, грек Арсений с Владимирской Богородицей в руках... Поляки побросали оружие».
«21 декабря извещалось по всей Руси об избавлении Москвы» [6, с. 373,374].
Обратим внимание на следующие фрагменты изложения Костомарова. Во-первых, Китай-город освобождал князь Трубецкой. Во-вторых, икону Владимирской Богоматери не несли из Нижнего Новгорода в Москву, а выносили из Кремля навстречу освободителям и не патриархи-предатели, а церковные слуги средней руки. В-третьих, освобождение Москвы исторически праздновалось 21 декабря.
Таким образом, никто из выдающихся российских историков XVIII-XIX веков не считал 4 ноября 1612г. днем освобождения Кремля или Москвы, а тем более России от иностранных оккупантов и поддерживавших их российских изменников. Никто из них не отмечал, что освобождение проходило под руководством или хотя бы заметном участии православных иерархов. Никто из них не мог даже заикнуться о «народном единстве» в период «Великой смуты». Другими словами, все историки прошлого полностью опровергают нынешние домыслы митрополита Кирилла в отношении 4 ноября — дня освобождения Москвы, в отношении единства русского народа и в отношении какой-либо положительной роли православных иерархов того периода.
21 февраля
С избранием Михаила Романова царем (1613-1645 гг.) борьба за российский престол и междоусобицы не прекратились. В первую очередь потребовалось ликвидировать отряды казаков и других изменников, не признавших нового царя. Только в 1617 г. был заключен мир со Швецией, которая смогла удержать за собой Балтийское побережье. Польша не оставила надежд на царский трон. Поэтому королевич Владислав в 1617-1618 гг. организовал новый поход на Москву, остановился в захваченном Тушине и оттуда дошел даже до Арбата, но был отбит. После этого 1 декабря
Судьба не сразу улыбнулась отцу нового царя — Филарету, который в Варшаве все уговаривал Владислава принять православие, чтобы «законно» посадить его на престол Московского государства. Филарет надолго был задержан в Польше, но когда в
Подчеркнем еще раз. Во-первых, «Великую смуту» не прекратили, а породили российские патриархи вместе с частью бояр. Это они проводили в Кремле торжественные молебны в честь Лжедмитриев и их войск. Во-вторых, патриархи не только объединяли народ, а наоборот, звали его к предательству, противоборству и взаимному истреблению. За такую измену государству и православию нынешнему Московскому патриархату следовало предать практически всех патриархов «Смутного времени» анафеме и считать день 4 ноября, как день позора и покаяния РПЦ (как десяток лет тому назад каялся Римский папа Иоанн Павел Iза инквизицию, за сотрудничество с фашизмом и т. д.).
Если уж Московскому патриархату и властям так хотелось впервые торжественно отметить дату четырехвековой давности, то более примечательным выглядит день 22 августа
Так почему все-таки Московский патриархат, а также прокремлев-ские партии «Единая Россия» и ЛДПР и даже сам президент РФ Путин приняли закон об отмене празднования дня «Согласия и примирения»(дня Великой Октябрьской социалистической революции)? Почему они организовали «крестовый поход» против всемирно-исторических памятников, каковыми являются Мавзолей В. И. Ленина и захоронения выдающихся деятелей СССР в Кремлевской стене, а также могил красноармейцев рядом с ней? Почему, наконец, они пошли на заведомую ложь, утверждая, что 4 ноября, якобы, был и, якобы, станет «праздником, объединяющим всех россиян»? [16, 9.02.2006].
Причины, по которым РПЦ навязала властям и пытается навязать народу праздник 4 ноября кроются совершенно в иных обстоятельствах. Во-первых, на 4 ноября приходится православный праздник «Иконы Казанской Божией матери». Сегодня Московский патриархат, взаимодействуя с властью и крупным капиталом, пытается заставить всех неверующих (по-прежнему составляющих абсолютное большинство всех россиян) и приверженцев других вероисповеданий единодушно отмечать новый православный праздник, как в СССР все граждане дружно и с энтузиазмом отмечали День Великого Октября.
Во-вторых, в связи с интронизацией Михаила Романова и, особенно, после избрания его отца патриархом православная церковь получила беспрецедентную власть, о которой ныне может только мечтать Московский патриархат. Вот что о том уникальном времени писал историк Н. И. Костомаров: «Все грамоты писались от имени царя и патриарха. Царь во всех начинаниях испрашивал у родителя совета и благословения и часто разъезжая... по монастырям, на то время поручал отцу своему все разные государственные дела» [9, с. 21]. В современных условиях реставрации капитализма РПЦ, пользующаяся поддержкой президента (но не народа), рассчитывает переделать светскую Конституцию и получить властные полномочия, экономическую мощь и идеологическое влияние, которые она познала вскоре после изгнания поляков из Москвы.
Остается только понять, почему Московский патриархат позволил нынешним властям именно сейчас использовать себя в качестве тарана в новом натиске на Великий Октябрь, Мавзолей В. И. Ленина и выдающихся советских деятелей, нашедших упокоение на Красной площади многие годы, а то — десятилетия тому назад. Почему церковные иерархи перешли от заповедей милосердия к призывам расправы со всем советским и коммунистическим, учиняя месть даже покойникам? И почему именно сейчас, на пятнадцатый год либерально-демократических реформ, которые привели Россию к социально-экономической, политической и демографической катастрофе? Краткие ответы можно найти в недавней истории нашей страны.
* * *
Безусловно, если бы Московская патриархия смогла непредвзято оценить прошлое (особенно, на стыке XIXи XXвеков) и критически воспринять свою позицию в годы установления советской власти, история пошла бы по иному пути. Даже если бы она сориентировалась на следующий библейский постулат: «Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» [Лк, 6:37], то, возможно, не возникла бы и жажда мести, которая выплеснулась в конце
Даже первые шаги советской власти создавали возможность для мирного сосуществования с РПЦ. Напомним, что первый Председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин, будучи убежденным атеистом (как и большинство членов советского правительства), призывал к бережному и уважительному отношению к религии. Он писал о необходимости «избежать, безусловно, всякое оскорбление религии» [8, т. 52, с. 40]. Более того, правительство под его руководством приняло такие решения, которые, казалось бы, должны были переполнить сердца верующих бесконечной благодарностью.
Во-первых, Ленин разрешил Поместному Собору 1917-1918 гг. восстановить Патриаршество, против чего решительно выступали все «помазанники Божьи» после Петра I (включая Николая II). Собор (начавшийся еще при Временном правительстве), немедленно воспользовался разрешением и избрал первым патриархом Тихона (Белавина). Только при советской власти церковь обрела то, чего безуспешно добивалась в течение почти 200 лет.
Во-вторых, Ленин подписал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», что уже давно сделали западноевропейские государства (и что было требованием попа Гапона в петиции Николаю II). Этим декретом государство эмансипировалось от церкви и уравняло все религии. Все религиозные организации были превращены в частные общества, содержащиеся на средства самих верующих, но не государства. Запрещались принудительные взыскания сборов в пользу церкви. Прекращалось вмешательство церкви в воспитание молодежи, принудительное приобщение учащихся к религии.
В-третьих, все национализированное здания и предметы, предназначенные для богослужения, передавались в бесплатное пользование религиозных обществ.
Кроме того, в
Н. А. Бердяев, оценивая политику компартии того времени, писал: «Большевизм же оказался наименее утопическим и наиболее реалистичным, наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в
Бесспорно, коммунисты того периода были убежденными и самоотверженными. Они искали правду на земле не для себя, а для всего трудового народа. В какой-то мере к ним можно отнести речения Христа: «Блаженны изгнанные за правду» и «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф., 5:6, 10).
Однако облагодетельствованная РПЦ ответила черной неблагодарностью. Уже Поместный Собор открыто бросил вызов государственной власти, заявив, что она должна соответствовать требованиям церкви. Одновременно Собор произвольно взял на себя ответственность за другие российские религии. Практически Собор пытался поставить церковь выше государства. Еще дальше пошел новоизбранный патриарх Тихон, который недвусмысленно выступил против советской власти, нарушив тем самым одно из установлений Господа о том, что «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим., 13:1). Более того, он пригрозил, что предаст анафеме каждого, кто выступит в поддержку советского государства. Тихон присоединил свой голос к тем белым генералам, которые пригласили страны Антанты принять участие в освобождении России от «безбожной власти».
Не вдаваясь в перипетии взаимоотношений советской власти и Московского патриархата (это - тема другого исследования), отметим, что они не были ровными. Налаживание отношений началось в
Напомним, что в годы Великой Отечественной войны Красная Армия без попов, без крестов, без хоругвей и без религиозных благо-словлений разгромила фашистские полчища и спасла цивилизованный мир от коричневой чумы, использовавшей лозунг «Бог с нами!». Тем самым СССР доказал, что атеизм не только не губителен, а даже спасителен, причем спасителен как для неверующих советских граждан, так и для верующих европейцев. Таковы исторические факты, которые не любит вспоминать нынешняя элита, проводящая клерикализацию России.
Несмываемым позором для всех православных стала поддержка РПЦ ликвидации СССР. Кроме того, Алексий IIодобрил кровавые деяния президента РСФСР Б. Н. Ельцина по расстрелу ВС РСФСР (хотя он сопоставим с поджогом Гитлером рейхстага и расстрелом Пиночетом парламента). Московский патриарх поддержал и все дальнейшие «демократические» реформы, приведшие к деградации государства, обнищанию и вымиранию россиян.
РПЦ быстро вписалась в новую структуру, получая материальную и моральную помощь бюрократии и набиравшего силу криминалитета, переходившего из теневой в официальную, частную экономику. Союз с властью и олигархами, а также собственное предпринимательство обеспечили Московскому патриархату быстрое обогащение и рост влияния в обществе. РПЦ, пользуясь покровительством президента РФ, проводящего политику клерикализации, повела наступление на прерогативы ослабевшего государства.
Московский патриархат провел два церковных праздника через послушную Государственную Думу (и два религиозных фрагмента в Гимн РФ), что явилось нарушением светских статей Конституции. Он смог ввести преподавание «Закона Божия» во многих учебных заведениях страны. В связи с полным разложением армии (за что не отвечает ни Верховный главнокомандующий, ни министр обороны), в вооруженные силы для начала направлено 2 тысячи попов, призванных «поднять моральный дух» солдат и офицеров1.
С 90-х гг. началась реабилитация царей и организаторов «белого движения». РПЦ причислила к лику святых Иоанна Кронштадтского, который при попустительстве самодержавия организовывал еврейские погромы. В
В
Конечно, здесь имеет место нарушение библейских заветов, так как «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим, 13:1). Но более важно, что произошло нарушение ст. 3, п. 4 действующей Конституции, где записано: «захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
О бездуховности духовенства см. книгу автора [13, с. 37-110].
Можно констатировать, что при попустительстве властей обогатившаяся РПЦ делает пробные шаги по пути выхода из-под юрисдикции государства, ставит себя над государством и ведет наступление по нескольким направлениям.
Для усиления своих позиций Московский патриархат выступал за воссоединение с Русской православной церковью за рубежом, сформированной сбежавшими попами после Октябрьской революции. За сближение двух православных, да еще российских церквей неоднократно выступал Путин, который однажды даже стал коммивояжером, передавая РПЦЗ в США предложения Алексия IIо воссоединении вероисповеданий. Прокремлевские партии ЕР, ЛДПР и др. незамедлительно поддержали инициативу власти и патриархата. Президент лично вручил послание митрополиту Лавру, возглавляющему РПЦЗ. Вплоть до последнего момента РПЦЗ требовала от Московской патриархии «публичного покаяния за сотрудничество с властью в советские годы», а также за участие в «еретическом движении», которым зарубежная церковь считает экуменизм и деятельность Всемирного Совета церквей [15, 17.05.2006].
В качестве покаяния РПЦ резко развернулась в правую сторону. Еще в
Такой разворот произошел вскоре после провала прокремлевской организации «Идущие вместе», которая 7 ноября
Митрополит Кирилл подготовил свое антикоммунистическое предложение, которое было поддержано иерархами других традиционных вероисповеданий: ислама, буддизма и иудаизма. В поддержку предложения выступили многие члены партии Единая Россия и ЛДПР. Так появился закон о замене праздника 7 ноября на 4 ноября.
Видимо, митрополит Лавр посчитал принятый закон и коммуноборческие деяния РПЦ хорошим предзнаменованием, поэтому снял основные претензии к Московскому патриархату. В мае
Что это может означать для России? Во-первых, удвоится давление православия на власть с целью реабилитации царского режима, а также всего контрреволюционного белого движения, оставившего кровавый след в истории государства. В продажных СМИ будет обкатываться предложение о восстановлении монархии. Во-вторых, усилятся требования о реституции земельных угодий, церковного имущества и поповских владений. В-третьих, негласно, но фактически увеличатся налоги с населения на обустройство претенциозных иммигрантов, которые вернутся как победители. В-четвертых, вновь распалится антикоммунистическая пропаганда и возможность второго суда над КПРФ. Усилятся требования репрессий против живых коммунистов и мертвых. Напомним, что РПЦЗ постоянно требовала, чтобы Московская патриархия принесла покаяние за лояльное отношение к советской власти и за проявлявшуюся готовность молиться о «вечном упокоении со всеми святыми» вождя мирового пролетариата [15, 17.03.2004].
В связи с этим вполне вероятно также возобновление претензий о замене коммунистической идеологии православной, а затем и превращении православия в государственную религию. Иерархи будут поддерживать церковный призыв к смирению, что вполне устраивает криминальную власть. Ведь нынешняя власть, крупный капитал и РПЦ заинтересованы в переносе возмущения народа с нищеты, бесправия, бандитизма и коррупции на советский строй и коммунистическую идеологию, без полного вытравливания которых из памяти населения, якобы, невозможно развивать экономику и повышать жизненный уровень россиян.
* * *
Таким образом, разрушение СССР и расстрел ВС РСФСР были поддержаны Московским патриархатом РПЦ. За последующие полтора десятилетия церковь вписалась в криминальный режим и рыночную экономику. Православные иерархи превратились в олигархов, грабящих основную массу трудящегося населения, на защиту которого встали коммунисты и организации левого толка, а с
Российское общество разделилось. Одни вместе с властью поддерживают притязания РПЦ. Прокуратура, политические партии и общественные организации, опасаясь возмездия властей, не обращаются в суд с жалобой на нарушение светских статей Конституции. А значительная часть россиян, недооценивая натиск Московского патриархата, остается пассивной. К сожалению, пассивным остается и наше большинство неверующих граждан. Непротивление же злу порождает все новые акты религиозной нетерпимости. Поэтому агрессия православного мракобесия будет нарастать и дальше, получая поддержку не только от криминального российского режима, но и от стран Запада, а также от РПЦЗ.
Остановить же новый накат антикоммунизма могут только прогрессивные левые силы. И то при условии, что смогут объединиться на достаточно узкой основе. В предстоящей тяжелой борьбе лишь они объединенными усилиями смогут отразить очередное наступление антикоммунизма, будь то в светском или религиозном формате. И сплотиться надо сегодня, чтобы завтра не было поздно.
Д.э.н., проф. Старченков Г. И.
Использованная литература
1. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
2. Библия. М., 1994.
3. История Москвы. Т. I. M., 1952.
4. Карамзин Н. М. История государства российского. Кн. III. M.,1989.
5. Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1988.
6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. П. М., 1991.
7. Курс Отечественной истории IX-XXвеков. Основные этапы.М., 2002.
8. Ленин В. И. ПСС.
9. Самые знаменитые люди России. М., 2001.Ю.Скрынников Р. Г. Россия в начале XVIIвека... «Смута». М.,
1988.
11.Советский энциклопедический словарь. М., 1980. 12.Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. IV.
М., 1960.
13. Старченков Г.И. Христианство и церковь глазами ученого-атеиста. М, 2002.
14. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2000.
Журналы и газеты
15. Независимая газета. Религии.15. Новое время.
16.Правда.
17. Русский дом.