Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Бранислав Нушич — выдающийся сербский писатель (1864—1938), один из классиков веселого жанра, стоявший в одном ряду с Марком Твеном, Ярославом Гашеком, Карелом Чапеком, Джеромом К. Джеромом, молодым Чеховым. Конечно, классик умер задолго до явления в свет “героев нынешних времен” — президента России Владимира Путина и депутата Государственной думы от Саратовской области, секретаря президиума генерального совета правящей партии “Единая Россия” (вон как его вознесло!) Вячеслава Володина, но тем не менее еще в 1924 году в знаменитой своей “Автобиографии” он вывел типы, почти тождественные названным деятелям.
С одной стороны, эти совпадения случайны, с другой — вполне закономерны, ибо алчный, лицемерный и бесчеловечный капиталистический строй выталкивал и выталкивает на поверхность только и исключительно таких людей. Причем разглядеть истинную суть этих людей помог Нушичу… глазок тюремной камеры, в которую он был заточен “за оскорбление Его величества (короля Сербии — ред.) путем печати”.
Линза — глазок тюремной камеры — обладает … особенностью настоящего бинокля. Когда смотришь через маленькое стекло в большое, предмет уменьшается, и наоборот. Это очень интересный эксперимент, и его очень легко проделать с таким биноклем, как глазок тюремной камеры.
Посмотришь, например, на какого-нибудь политика с одной стороны — и видишь политического деятеля, великого государственного деятеля, чье каждое слово означает эпоху в развитии государства, чей каждый шаг — это шаг истории; толпы людей преклоняются перед его мудростью. Такие деятели заменяют олимпийских богов, живших когда-то среди людей. А повернешь бинокль, посмотришь с другой стороны — и увидишь жалкого государственного чиновника, увидишь себялюбца, каждое слово которого пропитано расчетом и лицемерием, каждый шаг которого — это очередная попытка ограбить. Толпы платных агентов кланяются ему, превозносят его, а он как меняла из ветхого завета, зашел в храм господний в надежде поторговать.
А бывает и так: с одной стороны видишь увеличенное в несколько раз благородство известного мецената и филантропа. Его заботливая рука ублажает всякое несчастье и горе, его благородное сердце отзывается на всякую невзгоду. Он уже много слез осушил, многие страдания облегчил, многие несчастья отвел, обездоленные считают его при жизни святым, и душе его после смерти уже обеспечено место в раю. А поверни бинокль — и увидишь закоренелого злодея, замучившего поборами многих бедняков, дотла разорившего многие семьи, отнимавшего последний кусок у ближнего, а теперь с помощью мелких подачек рекламирующего в газетах свое благородство, не затем ли, чтобы усыпить свою совесть и усыпить бдительность представителей власти, которые сквозь пальцы смотрят на бездушных злодеев, спрятавшихся под масками благодетелей.
P. S. Где Нушич вывел Путина, а где Володина, полагаю, читатели поймут сами. Так что не буду вам докучать. Если вы обнаружите вдруг какие-нибудь неточности в характеристике наших героев, то объясняются они не злым умыслом писателя, а исключительно его недостаточной прозорливостью...