Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

По пути к самой южной точке родного острова

19 Августа 2005, 11:45

3 сентября этого года жители островной области отметят 60-летие
освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов. На территории нашей области в послевоенные годы было воздвигнуто более сорока обелисков. Они установлены на братских могилах воинов, отдавших свою жизнь за освобождение исконно русских земель от японских захватчиков. Один из таких памятников находится  в Невельском районе на  мысе Крильон. Там похоронены советские воины-десантники, павшие при освобождении Южного Сахалина.
В рамках празднования юбилея Победы сотрудники Невельского
историко-краеведческого музея разработали и защитили  патриотическую
программу "Мы - внуки седых ветеранов". Проведение мероприятий по
благоустройству сквера воинам-освободителям в г. Невельске, организации передвижных тематических выставок  в населенных пунктах Невельского района, создание видео-фотоматериалов о ветеранах Великой Отечественной войны, а также посещение исторических военных памятников на Камышовом перевале и мысе Крильон - это лишь некоторые ее составляющие. Этот проект получил грант областной Администрации.
Поездка на Крильон планировалась давно, несколько раз переносилась из-за отсутствия транспорта. Были даже опасения, что она может не состояться вообще. Координатор этой программы - директор Невельского
историко-краеведческого музея Ольга Егурнова - за помощь обращалась в
различные организации района. Руководитель Невельской морской инспекции,
заместитель секретаря Невельского местного отделения КПРФ Юрий Камашкин
выделил для участников похода полноприводной оборудованный "КАМАЗ", а
директор ООО "Мыс Кузнецова" Евгений Поликин обеспечил транспорт топливом.
6 августа, загрузив в машину палатки, продукты и личные вещи, группа из
пятнадцати участников акции отъехала от здания РДК им.Невельского прямым
маршрутом на Крильон. Военная машина, несмотря на свои внушительные размеры
и 15-тонный вес, оказалась вполне комфортной. К удобствам пассажиров -
шесть кроватей, освещение, столы и стулья. В общем, неплохой домик на
колесах! Но на что способна эта машина в деле, мы узнали, как только
проехали Шебунино. Под колесами была уже не привычная грунтовая дорога, а
песок. Но и берег моря, и переход через устья рек для "КАМАЗа" не стали
проблемой. 
По пути к самой южной точке родного острова  мы не могли не остановиться.
Сколько по-настоящему уникальных природных мест совсем недалеко от
районного центра! Благодаря прекрасной солнечной погоде и морскому отливу,
сделали отличные фотоснимки и обследовали окрестности. Первая остановка
была на мысе Виндис, который представляет собой скалу с плоской вершиной и
крутыми, почти отвесными, стенами. Издалека он похож на остров: при
наблюдении с севера и юга - трапециевидный, а с запада - квадратный. Видимо
из-за формы этот мыс местные жители называют "Коврижка". Вокруг этой скалы
можно заметить множество крупных камней, разных форм и видов, здесь же
водятся крабы, нерпы. Следующая остановка  - у мыса Кузнецова.  Здесь
многие из нас впервые в жизни увидели россыпи янтаря. А рядом находится
"Ноев ковчег" - так в народе называют подсобное хозяйство предприятия "Мыс
Кузнецова". И действительно, кого и чего здесь только нет - на берегу моря
пасутся лошади, козы. Нашли  приют и дикие животные - дикобраз, лисенок
Яшка, медведица Машка. Сразу все увидеть не удалось, потому что торопились
- ведь нужно было успеть до прилива.
Впереди самый трудный отрезок пути - переход через перевал. Хоть за этой
дорогой и стали в последнее время следить, но есть места, где без
полноприводной техники не обойтись. Кое-где препятствием на пути стали
разобранные военные гусеничные вездеходы, мешающие разъехаться встречным
автомобилям на  узкой дороге. И вот мы преодолели перевал. Машина съезжает
с дороги на побережье. Проезжаем мимо стоящего на береговой отмели ржавого
корпуса большого парохода "Луга". В годы войны это судно выполняло грузовые
перевозки в Тихоокеанском бассейне. Приобретенный Советским Союзом по
ленд-лизу у американской стороны корабль был оснащен вооружением для  атак
вражеских подводных лодок и авиации. Он был построен 6 января 1943 года,
выполнял свою миссию на Сахалине и Камчатке. 9 сентября 1948 года, при
буксировке "Луги" с Камчатки на ремонт, во время перехода через пролив
Лаперуза,  судно попало в шторм. Оно было выброшено на берег в десяти
километрах от мыса Крильон.
Едем дальше. Приближаемся к скале, за которой скрывается поворот. Начался
прилив, но нашему "КАМАЗу" это нипочем! С легкостью он "перешагнул" этот
трудный участок. На горизонте появился отчетливый силуэт огромной скалы.
Наверху -  маяк. Вот он, знаменитый мыс Крильон. Школьники из клуба
"Турист", принимавшие участие в этой поездке, прильнули к окнам автомобиля.
Прибыв на место, руководитель группы поставил в известность военных о нашем
пребывании в пограничной зоне. Не теряя времени, мы сразу прошли к
памятнику погибшим войнам. Честно сказать, мы сразу не могли найти даже
дорогу к нему. Нет, даже протоптанной тропинки. Осмотрев визуально
памятник, наметили объем работ на следующий день. Естественно, в первую
очередь необходимо было прополоть прилегающую территорию: кое-где трава
пробивалась через бетон. Но самое главное -  заменить табличку  на
памятнике.
К девяти вечера мы нашли подходящее место недалеко от мыса Крильон, где
протекает очень холодный ручей с чистой питьевой водой. Здесь мы и
разместили свой лагерь. Подростки из клуба "Турист" оперативно установили
палатки, разожгли костер, а взрослые готовили ужин. Не смотря на то, что
ребята провели весь день на колесах и, без сомнения, устали, спать никто из
них не собирался. Весь вечер они посвятили знакомству друг с другом.
Взрослым в палатках места не хватило, поэтому пришлось заночевать в машине.
Но это никого из нас не огорчило: спали на кроватях, хотя и в походных
условиях. Лучше не бывает!
В шесть утра подростки уже были на ногах: разожгли костер, пошли
заготавливать дрова. Сообща приготовили завтрак и обсудили план на день.
Назначив дежурных по лагерю, в чьи обязанности входило следить за костром и
готовить пищу,  взяв с собой необходимый инструмент, мы выехали на мыс
Крильон. На расстоянии почти около километра от нашего лагеря разница в
климате весьма ощутима: у нас все тихо спокойно, и даже солнышко
проглядывает, а на Крильоне  - туман и морось. Но нам не до капризов
природы. Участники акции должны работать при любой погоде! Распределили
задания по благоустройству памятника: кто-то выдергивал траву, кто-то
подметал ступеньки или выкладывал кирпичом бордюры -  все были при деле.
В 1968 году по инициативе комсомольцев - шоферов Невельского
"Гидростройуправления" на этой братской могиле был установлен бетонный
обелиск.  На бронзовой доске текст: "Здесь похоронены воины, погибшие при
освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов. Август-сентябрь 1945
года". За последние годы бронзовая табличка с памятника исчезла. На вновь
установленной  же текст был изменен. Водитель "КАМАЗа" Сергей Поцелуев
помог установить  новую плиту, привезенную Невельским музеем с
первоначальной надписью.
По завершению всех работ, связанных с благоустройством на памятнике,
участники акции провели митинг, возложили венки к братской могиле воинов. В
торжественной обстановке ребята возложили венки от коммунистической партии
Невельского района, от ветеранов Великой Отечественной войны, от участников
патриотической программы "Мы внуки седых ветеранов". Руководитель акции
Ольга Егурнова провела для присутствующих на митинге экскурс в историю
военных действий в августе 1945 года. К молодому поколению обратился
обозреватель областной газеты "Край" г. Кемерово Александр Сорокин, который
поделился впечатлениями от поездки и поблагодарил организаторов акции за
приглашение принять участие в этой патриотической миссии.
Перед закатом солнца участники акции выехали на маяк Крильон, чтобы вблизи
увидеть работу одного из старейших маяков Сахалина. Он построен в 1896
году, а последняя модернизация была произведена в 1946 году. Сейчас
источником света служит специальная кварцевая лампа мощностью один
киловатт. В маячный комплекс входят радиомаяк, и наутофон (туманный ревун).
Последний давно: помещение разрушается при использовании сирены. Маяк
отражает свет в белом и красном цвете. Более века стоит он на берегу.
Невозможно точно сказать, жизнь скольких моряков и кораблей спас он за это
время. Недалеко от этого здания сохранился комплекс бетонных зданий
японской метеостанции и казарм.
Утром 8 августа группа  начала готовиться к отъезду: вместе разбирали и
сушили палатки, закапывали мусор, убирали территорию. По лицам школьников
можно было понять, что они собирались с неохотой. Всем хотелось здесь еще
побыть. Около 10 утра наш "КАМАЗ" стартовал домой, но по пути мы
остановились у места, где на возвышенности сопки установлена стела,
поставленная японцами в честь первых колонистов Южного Сахалина. Старожилы
говорят, что еще несколько лет назад от нее виднелось только основание,
испещренное следами от пуль. Сейчас основание памятника используется как
мемориальный знак на месте гибели рядового танковой роты Матевосяна Мгера
Ладиковича, трагически погибшего 5 октября 1990 года.
Если подняться еще выше этой сопки, то справа можно увидеть заброшенную
танковую роту огневых точек (РТОТ). На этом месте во рвах на расстоянии
пяти - шести  метров друг от друга стоят четыре танка послевоенного
периода. Путь от Крильона до Кузнецова через перевал мы провели в
полудреме. Тяжелая дорога, беспокойная ночь сказались на состоянии каждого
участника похода. И вот, наконец, подъезжаем и  высаживаемся у
хозяйственных построек подсобного хозяйства предприятия "Мыс Кузнецова".
Наша экскурсия началась с вальера, где живут страусы. Но такую большую
группу незнакомцев страусята явно не ожидали и, забеспокоившись, ринулись в
свое "убежище". "Страус сильная птица, но трус еще тот", - говорит один из
рабочих предприятия.
Вообще место здесь замечательное: рядом мелкая речка, в которой плавают
гуси, индюки, утки. Рядом, лежа на травке, грелись на солнце молоденькие
козы. "Вот этому черному козлу с закрученными рогами мы дали кличку Шевчук
(уж больно похож), а когда мы на него в обиде, называем Чеченцем! Он  к
себе никого не подпускает, не любит ласки, - говорит работница фермы, -
есть у нас и Алла Пугачева, и Филипп Киркоров, в общем, одни звезды". Нашли
здесь приют и многие дикие птицы. Маленького орлана, выпавшего из гнезда,
полуживого подобрал егерь. На ферме  подлечили, выкормили - скоро будет
снова летать. Неподалеку, в другом вольере, живет его взрослый сородич, с
подбитым крылом, который тоже проходит процесс реабилитации.
От фермы до жилого сектора поселка шли пешком, он находится недалеко. По
пути ребята искупались в теплой речке (холодная вода у побережья Крильона
не благоприятствовала "водным процедурам"). А потом всю команду
путешественников пригласили на обед в столовую. Борщ, уха, рис, гречка,
подлив, чай, творог, сметана, сырники... Тут могут угодить самому
привередливому едоку! Перед отъездом ребята вновь заглянули к медведице
Машке, уж очень она понравилась. Ее добрые глаза, интересные повадки
поразили нас всех. На этом наш поход завершен, еще час езды - и мы дома.
Три замечательных дня, проведенные на Крильоне, надолго запомнятся
участникам похода, особенно школьникам. Но самое главное, что не только
хорошо отдохнули, но и выполнили задание - навели порядок у братской могилы
солдат, отдавших жизнь за нашу землю!
Ольга Егурнова, координатор программы: "Я считаю, что запланированная акция
удалась. И состоялась она благодаря активной поддержке Невельского местного
отделения КПРФ и его представителей. Большое им, спасибо!"
Александр Горчаков: "Я никогда раньше не был на Крильоне. Там замечательное
место, чистый воздух, красивая природа. Особенно я горд за то, что  лично
принимал участие в благоустройстве памятника погибшим воинам-десантникам,
сделал полезное дело".
Кирилл Кузнецов: "Ощущения очень хорошие. Я впервые был на Крильоне и даже
в походе. Мы сделали доброе дело, и надеюсь что это не последняя моя
поездка на юг Сахалина".
Василий Веренков: "Я вообще приехал на Сахалин из Подмосковья на каникулы и не думал, что мне посчастливится побывать в таком красивейшем месте. Приеду домой и обязательно расскажу всей Москве, какой это замечательный российский остров".
Виктор Ушаков, поэт: "Впечатлений очень много, много снимков. Впервые
побывал на краю сахалинской земли, откуда видна  Япония. Это путешествие подняло мой творческий дух".

Виталий Войко,
секретарь первичного местного отделения КПРФ
п.Шебунино, участник акции
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.