Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутаты-коммунисты требуют раскрыть тайны российской статистики

Парламентский обозреватель «Советской России» Галина Платова, наблюдая за думскимивместе с депутатами-коммунистами путалась узнать «тайны» российской статистики

Галина Платова (Советская Россия)
2007-09-06 11:55

Руководитель Федеральной службы государственной статистики Владимир Соколин открыл депутатам тайну, почему формирование официальной статистической информации затруднено. Причина, по его словам, кроется в отсутствии правовых норм и законодательной основы. Данный пробел так велик, что Россия и ещё одна страна (какая — Соколин не назвал) не смогли в 2004 году ответить на вопросник ООН о выполнении 10 принципов официальной государственной статистики, установленных комиссией ООН. Остальные 112 стран ответили легко. А Россия подорвала свой авторитет в глазах международной общественности.

Чтобы подобное не повторялось, а правовая база крепила статистическую деятельность, Соколин предложил Госдуме принять проект закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики РФ». Возражений от депутатов не последовало. Статистка — дело серьёзное. Она всё показывает и высвечивает, будучи мощным информационным инструментом. Статистика помогает, если правдива, и вредит — если искажена или припудрена.

Соколин говорил гладко. Закон, по его словам, урегулирует всё, что касается подготовки статистических данных, и даже накажет недобросовестных статистов. Но когда дело дошло до вопросов, Владимир Леонидович был уже не столь уверенным и красноречивым.   
А вопросов к главе Росстата у депутатов, не состоящих в «Единой России», накопилось немало. И касались они не только содержания законопроекта, но и работы ведомства. Например, депутаты просили уточнить, как понимать «обеспечение конфиденциальности информации» и «гарантии первичных статистических данных, которые составляют служебную тайну субъектов официального статистического учёта». Не означает ли это, что статистику хотят укрыть от внимания общества? «Это международный норматив, — отметил Соколин, — первичные данные в соответствии с Гражданским кодексом относятся к служебной тайне», «потенциально они могут стать коммерческой тайной», поэтому «эта норма соблюдается с 1994 года». «Остальная статистическая информация абсолютно доступна», — заверил Соколин депутатов. 

Но если доступна, то почему до сих пор нет данных о проведённой сельскохозяйственной переписи, нет сведений по другим направлениям экономики, социального положения в стране — спрашивали коммунисты Виктор Кузнецов, Анатолий Локоть, Махмуд Махмудов, Борис Кибирев. Да и закон, как они успели выяснить, «уходит от регулирования порядка предоставления статической информации даже органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления», «неясно, какая информация будет платной». Депутаты предлагали определить перечень организаций, которым информация будет предоставляться бесплатно по запросам. Это — общественные организации, научные учреждения.

Не слишком убедительной выглядит ответственность — штраф в 5 тыс. руб., — которая установлена в законопроекте для тех, кто захочет скрыть статистическую информацию. Таких немало среди предпринимателей, которые стремятся уйти от полного налогообложения. Один раз уплатить 5 тыс. руб. штрафа для них намного выгоднее. Остаётся неясным, какая ответственность предусмотрена за предоставление ложной информации, или отказ в информации со стороны статистиков. Соколин всего лишь устно заверил думцев, что в его ведомстве ведётся работа с учётными секторами по повышению образовательного и практического уровня учётных работников. А вот ответственность… «тут такой компромисс всегда надо искать», выкручивался Соколин. Фактически он прозрачно намекнул, что неточности в информации могут происходить отнюдь не по вине  учётчиков. Есть «извечная проблема — метёлка…» Росстат подконтролен правительству, под его же присмотром писался и закон. Какая тут независимость?

Здесь парламентский контроль нужен, заметил Махмудов. Иначе «правительство, дающее методические рекомендации, как вести учёт, может воспользоваться своей руководящей ролью, чтобы подкорректировать какие-то цифры…». Депутат-коммунист предложил внести такую поправку в законопроект. Но сомнительно, что её пропустит «Единая Россия», подчиняющаяся правительству не в меньшей степени, чем статслужба.

Искреннее сочувствие вызывал Соколин, когда искал ответы на вопросы коммунистов о результатах проведённой год назад сельхозпереписи. Только  собравшись с мыслями, он начал ссылаться на «проблему подведения итогов по муниципальным образованиям РФ» и «огромный массив материалов в 220 млн. страниц формата А4». Завершить их обработку удастся не ранее будущего года, сказал Соколин. Однако думские скептики предполагают, что причина в приближающихся выборах, перед которыми властям не выгодно обнажать результаты своих реформ на селе. Они могут не одну умную голову повернуть справа налево.

Не менее каверзным был для Соколина вопрос о теневой статистике. Если в стране существует теневая экономика, то ведётся и теневая статистика, данными которой порой не гнушаются оперировать даже известные должностные лица. Например, официально считается, что теневая экономика в РФ составляет 25% ВВП, а руководство МВД говорит — 40%, как подсчитано неофициальными учётчиками.

Или более свежий пример. Депутатов поразила услышанная на заседании правительства информация, что инфляция в августе составила 0%. Как может быть ноль, если хлеб дорожает на глазах? А вслед за хлебом взлетают цены на все продукты питания. Откуда черпают данные российские министры?

А тут и Соколин выдал маленькую профессиональную тайну: на их ведомственном сайте в Интернете всего лишь пару дней назад выставлена цифра инфляции за июль. Уровень инфляции за август статслужба ещё не подсчитала. Совпадут ли данные статистиков с правительственными? И поможет ли учётчикам закон, принятый Госдумой в первом чтении,  нести статистическую правду в массы? Есть сомнения.


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.